В этой фазе, как уже говорилось выше, Вы визуализируете только центральный канал и происходящие в нём процессы. Визуализируйте символ "а" всё более и более горячим под действием клубящегося вокруг него энергетического пара, содержащего красную тигле. Когда Вы почувствуете, что не можете больше задерживать дыхание, медленно и равномерно выдохните воздух, представляя себе, как он поднимается вверх по центральному каналу. Не отождествляйте выдыхаемый воздух и смешанный энергетический поток, который, поднимаясь по центральному каналу, не покидает его, а полностью растворяется в нём, порождая ощущение растущего блаженства. В момент подъёма потока по центральному каналу вместе с выдохом визуализируйте символ "А" нагревающимся до красно-коричневого цвета и излучающим горячее сияние. Возможно, в этот момент из нады вырвется первый, тонкий, как сама нада, язык мистического огня. Это и есть пламя туммо. Удалите остатки воздуха из лёгких, чуть ускорив заключительную часть выдоха (это можно сделать 1 - 3 раза). Выполните небольшую паузу после выдоха. Затем повторите весь цикл "кувшинного дыхания". С каждым циклом визуализируйте, как теплопродуцирующий символ "А" вибрирует и становится всё горячее и горячее. Из него начинают вырываться тонкие языки пламени, которые постепенно стабилизируются и разгораются, превращаясь в мистический огонь туммо. В этот момент Вы почувствуете, как нагревается область поясницы и тепло распространяется внутри нижней части живота. Это ощущение будет очень приятным. Продолжайте визуализировать разгорающееся пламя. Представьте себе, как оно достигает Дхармачакры и завихряется вокруг слога "ХУМ", разогревая его своим теплом, затем поднимается к Самбхогачакре и завихряется вокруг слога "ОМ", нагревая его, и затем восходит к Махасукхачакре. Энергия мистического пламени, рождённого символом "А", достигает мистического символа "ХАМ", содержащего белую тигле - "отцовскую" каплю квинтэссенции. Мистический жар разогревает символ "ХАМ" и растапливает эту тигле, которая медленно, как бы скользя по невидимой нити, начинает капать вниз. Как только она отрывается от слога "ХАМ" и касается языка пламени, мистический огонь сокращается и опускается вниз, продолжая пылать вокруг символа "А". Визуализируйте белую тигле, достигающую Самбхогачакры и растворяющуюся в символе "ОМ". Затем, вобрав в себя тигле символа "ОМ", объединённая белая тигле продолжает своё медленное скольжение вниз, к Дхармачакре, и растворяется в мистическом символе "ХУМ", вбирая в себя его каплю квинтэссенции. Затем белая тигле достигает символа "А" и капает прямо в язык пламени, пылающий на верхушке нада. Соприкосновение белой тигле и мистического пламени, содержащего красную гигле, заставляет огонь разгораться сильнее и сильнее, приводя к его новому подъёму по авадхути к Махасукхачакре и к повторению всего процесса снова и снова. Весь процесс отделения тигле, прохождения чакр и смешивания капель квинтэссенции может сопровождаться ощущением сильнейшего блаженства, которое по своей интенсивности может вызвать оргазм и семяизвержение. Однако, поскольку мы визуализируем все процессы в центральном канале, где энергетические потоки заперты, этого не произойдёт.
Описанные выше фазы пробуждения внутреннего мистического огня туммо и связанные с этим ощущения и образы основываются на полученных наставлениях и на моём личном опыте. Совершенно очевидно, что у других практикующих адептов туммо они могут протекать с небольшими изменениями. Изложенные выше принципы, однако, остаются неизменными. Через определённый промежуток времени Вы обязательно почувствуете результат. Сам факт появления ощущения внутреннего жара является настолько сильным переживанием, что может вызвать нарушения в сне, подъём давления и тахикардию. Поэтому практикуйте описанные фазы медитации с осторожностью, ни в коем случае не форсируя результат. Дыхание должно быть спокойным и равномерным, не допускайте чрезмерного напряжения мышц брюшного пресса в "кувшинном дыхании". И не спешите -пламя туммо разгорается постепенно!
Настоящее туммо - явление психического характера
Попытка искусственно ускорить спонтанное разгорание внутреннего пламени может привести и к гораздо более серьёзным последствиям. Как указывает Лама Дже Цзонкаба в "Йиче сумден", мистическое пламя туммо может носить разный характер - быть более или менее грубой природы. Не следует путать обычное поверхностное ощущение тепла в мышцах в результате физического усилия с настоящим пламенем туммо, разгорающимся в центральном канале в результате йогической практики. Несмотря на то что в подготовительных упражнениях есть достаточно много приёмов, призванных усилить кровоообращение и согревание на физическом уровне, не следует смешивать эти разные виды генерирования тепла. Ещё раз подчеркну: настоящее туммо - явление психического характера, которое в результате постоянной практики может быть вызвано адептом вообще без мускульного усилия и интенсификации кровообращения. Скорее напротив - психическое тепло, рождённое визуализацией и упражнениями цалунг (rtsa lung - циркуляцией потоков жизненной энергии), на уровне взаимодействия между физическим и тонким телами рождает согревающее адепта внешнее тепло. С точки зрения практики, идеальным является вариант, когда внутреннее пламя начинает разгораться в результате медитации со спокойным дыханием, опирающейся исключительно на визуализацию и технику цалунг. В этом случае основным объектом визуализации, на котором концентрируется внимание, становится Нирманачакра с теплопродуцирующим символом "А". При таком варианте практики "кармические потоки" лелунг визуализируются входящими в боковые каналы и опускающимися ко входу в авадхути, откуда они без каких бы то ни было усилий притягиваются усечённым "А" и спонтанно проникают в центральный канал, порождая пламя туммо. Такой вариант туммо является предпочтительным прежде всего потому, что в данном случае речь идёт исключительно о мистическом, тонкотельном процессе, дающем наиболее устойчивый и надёжный результат, не связанный с физической активностью. Будучи наиболее надёжным и желательным, указанный путь является и наиболее трудным, и длительным, так как предполагает полный контроль сознания и высокий уровень владения техниками визуализации. Именно поэтому в обычной практике для ускорения процесса используется техника "мягкого" и "жёсткого" "кувшинного дыхания", которая позволяет за счёт определённого компромисса, связанного с включением в практику физического компонента, быстрее получить ощутимый результат. Для этой же цели используются упражнения йоги "трункор" ('khrul 'khor), представляющие собой разновидность хатха-йоги (включая техники пранаямы, бандхи и асан). В различных линиях преемственности количество упражнений "трункор" может быть различным, однако все они так или иначе преследуют одну цель - оптимизацию энергетических потоков {цалунг) и ускорение процесса пробуждения мистического огня.
Третья фаза "Кувшинного дыхания" Смешивание и проникновение