Co-хам это естественная мантра, мантра Истинного Я. Это не собственность Востока или Запада, или какой-нибудь религии. С мантрой Co-хам мы родились, она без устали повторяется с дыханием.
Пока эта мантра повторяется, тело живет. Когда она останавливается, телу приходит конец.
По мере того, как дыхание входит и выходит, оно вызывает звук двух слогов.
Воздух выходит со звуком со, а выходит со звуком хам.
Всякий раз, когда воздух входит и выходит, повторяется мантра Co-хам. Индиец или человек Запада, бессознательно повторяет эту мантру многие тысячи раз в день. Со-хам означает "Я Это". С помощью этих двух слогов мы созерцаем наше единство с высшим Принципом.
Прана, жизненная сила, ничем не отличается от высшего сознания. Афоризм Кашмирского Шиваизма говорит: [праксамвит прана парината], "универсальное сознание стало Праной". Вначале Истинное Я становится Праной, а потом, при помощи мантры, оно генерирует в теле человека процесс дыхания. Это высшая энергия Кундалини пульсирует в нас в форме вдоха и выдоха, без устали повторяя слоги хам и со. В этом и состоит значение Co-хам: это божественная пульсация высшей энергии. Хам - слог, повторяющийся на вдохе, это наивысшее сознание «Я», совершенное «Я есть», которое есть Бог. Со - слог, выходящий при выдохе, это сила Бога, Шакти, принимающая форму вселенной. Как только мы осознаем, что Кундалини повторяет Co-хам, мы освобождаемся от всяческих страданий. Мы переходим границы нашей индивидуальности и возвращаемся к своей природе.
Виджняна Бхайрава - одна из величайших работ Кашмирского Шиваизма. Она написана в форме диалога между Бхайравой, или Шивой - Величайшим Господом и Шакти -Его созидающей силой.
Бхайрава описывает 112 способов концентрации (называемых дхарана), позволяющих удержать сознание Бога внутри нас.
Первая дхарана, самая простая и самая красивая из всех, объясняет способ практики Co-хам. Бхайрава говорит: "О Богиня, Прана (выдох) выходит, а апана (вдох) входит. В том месте, где они объединяются, возникает состояние, из какого происходит сотворение и в которое оно возвращается".
Источником Co-хам является сердце. Это в сердце возникают слоги и в сердце они растворяются. Наблюдая за своим дыханием, вы заметите, что оно поднимается изнутри вместе со звуком со, выходит из тела на расстояние около двенадцати пальцев и там расплывается. Долю секунды спустя,вместе со звуком хам, начинается вдох и дыхание возвращается в тело. Оно на момент погружается в сердце и снова возникает в форме со. Между и выдохом, а также между выдохом и вдохом существует доля секунды абсолютного покоя, свободная от мыслей. Это пространство Истины. Когда вы дышите,вслушиваясь в хам и со,вы должны концентрировать внимание на этом пространстве, пока оно длится.
По мере практики, это пространство будет постоянно увеличиваться.
Это естественная садхана, естественная йога. Она известна как аджапа-джапа, повторение мантры без повторения. Поскольку Co-хам повторяется в вас всё время, вам не нужно прикладывать усилий для её повторения. Вам нужно лишь осознать её. Для этого не нужна вера.
Вам нужно лишь наблюдать за пространством Истины. Однако, поскольку эта техника весьма утонченная, её необходимо практиковать некоторое время, чтобы понять. Сидя спокойно, наблюдайте за своим дыханием и слушайте мантру. Если вы не осознаете сразу, что мантра повторяется сама, вы можете повторять слоги вместе с дыханием. Спустя несколько дней, вы сможете синхронизировать мантру с дыханием.
Вскоре естественным образом, вы начнёте слышать мантру. Если вы будете практиковать некоторое время, то ощутите Истинное Я. Практика Co-хам рекомендуется Упанишадами и Ведами. Шиваитские Мудрецы также утверждают, что для того чтобы достичь Истинного Я, необходимо практиковать Со-хам. Великий святой Брахмананда пел:
- О садху, созерцай мантру Со-хам.
Мантра повторяется сама внутри.
Наблюдай за ней. Неустанно созерцающие Со-хам, отринув вовлеченность этого мира, достигают высочайшего состояния Брахмананды. Их узы с миром прерываются.
Великая мантра освобождения