Учение о звуке мантры в йоге
Знание мантры великолепно, так как мантра это лестница, благодаря которой мы достигаем безличностного сознания.
Согласно священным писаниям, посвященным мантре, речь проявляется у человека на четырёх уровнях. Большинство людей связывает речь лишь с внешним уровнем, - уровнем артикулируемой речи, называемым вайкхари. В реальности однако, язык не говорит сам собой. Внешний звук возникает из более утонченного уровня, мадхьяма, который ощущают в горле. Ниже этого тонкого уровня находится ещё более глубокий, называемый пашьянти.
Это причинный уровень речи, ощущаемый в сердце.
Но источник звука лежит глубже, в трансцендентном уровне речи, называемом паравани, который ощущают в области пупка.
Посмотрим, как возникают слова. Когда слова достигают кончика языка, они обретают внешнюю форму. Однако, прежде чем они достигнут языка, они проходят все уровни речи.
Самым тонким уровнем речи является паравани. Это область чистого, непроявленного звука, где нет двойственности и нет недвойственности. В реальности паравани всепроникающа. Это утончённая вибрация, из которой рождается вся вселенная со всеми формами. Здесь из чистого сознания возникают все звуки, все слова и все языки. Так как яйцо павлина содержит в себе потенциальную форму птицы и все цвета павлиньих перьев, в паравани существуют все слоги и слова в неразделённой неразвитой форме. Когда возникает звук, он проходит к третьему уровню речи, пашьянти. На этом уровне, с помощью воздействия Матрики Шакти, инициируется процесс формирования, но еще не в состоянии конечного разделения.
Когда звук проходит с этого уровня на уровень речи мадхьяма, находящийся в горле, он обретает распознаваемую форму. Именно в этот момент слова начинают создавать в нас разнообразный мир. Здесь слова уже полностью сформировались, хотя они еще не высказаны. Наконец, они доходят до физического языка, до уровня речи вайкхари, где они высказываются и могут быть услышаны.
Сознательная мантра