Болотник - зловредный древнеславянский дух




"Болото издавна слывёт местожительством нечистой силы. Не случайно в заговорах нечистую силу и хвори отсылают "на леса, на болота" или "на мхи, на болота".

И в разных местечках верили, что у болот имеется особенный хозяин — болотный, болотник или болотяник , болотный дедко , шут болотный.

Однако, временами его считали вариацией водяного или даже лешего. Болотника представляли хмурым неподвижным существом, обитающим на дне болота, без глаз, толстый, покрытым слоем грязи, с налипшей водной растительностью, улитками, рыбьей чешуей; или же человеком, поросшим сероватой шерстью, с длиннющими руками и скрученным хвостом. В отличии от иной нечистой силы, болотник не может изменять свою внешность.

Жильем болотника числилось все болото полностью. Но были у него и любимые места в трясине, и бездонные омуты, чрезвычайно заросшие сорняком и на первый взгляд кажущиеся зелёной полянкой.

В некоторых местечках верили, что болотник проживает в огромном каменном доме под водой или посреди болота с супружницей и детками.

Жёнами болотников считали обыкновенно болотниц, дев-утопленниц или русалок. В иных местечках считали, что у Болотника нет ни жены, ни детей.

Сказания отродясь не присваивали болотнику добросердечных дел. Он считался существом определённо вредным, злым и чрезвычайно опасным для людей, попавших в его угодья. Болотник заманивает человека или животное в топь и губит его. Бредущих через болото людей болотник запугивал внезапными и странными шумами: вздохами, бульканьем, утробными стонами, громким причмокиванием и хлопками ладонями по воде.

Он нередко подстраивал ловушки для неискушённых людей - кладёт на их пути зеленую траву или коряжину, бревно, под которыми размещается бездонная топь или трясина.

Чрезвычайно легкой поживой делается человек, который по ночам играет на сопелке (пастушеской дудочке). Заманивает болотник свою жертву, крякая по-утиному, мыча по коровьи, жутко стонет или смеётся. Когда человек вязнет в трясине, болотник хватает его за ноги и втягивает вглубь. В отличии от остальных дьяволов, он не опасается громовых стрел, так как они утрачивают мощь, касаясь поверхности болота. Болотники погибают при осушении болот и зимой, когда болото промерзает.

Идолопоклонники приносили ему подарки. Но во время царившего христианства к нему просто выбрасывали всё «нечистое».

Белорусы определяли различных болотников. Самым старшим слыл оржавиник — он покрыт грязно-рыжей шерстью, с толстенным животом и тоненькими ногами. Помладше считался багник — хозяин багна, мрачное, обездвиженное, немытое чудище, одиноко обитающее на дне багна и хватающее за ноги случайных странников. Обнаружить багника можно по пузырям, поднимающимся на поверхность, и по меленьким блёклым отсветам, которые временами возникают на болоте. Самым младшим из болотных бесенят считался просто болотник. А на Русском Севере частенько наделяют болота не хозяином, а хозяйкой — болотницей.

В украинском фольклоре именовался болотяныком (укр.: "болотяник "). Считалось, что он уволакивает в болото проезжающих или проходящих мимо путников, если они играют на пастушеской дудочке. Болотяник может пригласить человека к себе, чтобы над ним подшутить.

В легендах Полтавской области болотяник может звать повитуху на роды своей женушки — довольно распространённый тип историй, который встречается нередко про бесовскую силу в древнеславянском фольклоре и про народ хульдре — в скандинавском. После этого он может одарить так, что повитухе не требуется трудиться, чтобы прокормить себя, но она обязана исполнить всё, что он ей говорит.

РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив