Домовой – самый известный дух у славян




Самым известным духом или существом, о котором знали наши предки-язычники и прекрасно известен в наше время всем, даже тем, кто отвергает идолопоклонство или даже признаёт себя атеистом, является домовой.

Трудно рассуждать о том, каким был первообраз домового на Руси до принятия христианства, но одним из итогов влияния христианства стало то, что языческие божества стали ассоциироваться с дьявольскими, демоническими силами. Под воздействием мифов о возникновении бесовской силы домовых нарекали падшими ангелами, которых Бог в наказание отправил на землю — кто угодил в дома, стали домовыми. В православных церквях принято освящать свои дома, чтобы изгнать демонов, и порицают тех, кто любезничает с ними. Также бытует утверждение, что вера в домового исходит с древних времен, когда существовали человеческие жертвоприношения, когда в фундамент нового жилища закладывалась так именуемая строительная жертва. Об этом говорят археологические раскопки в Сербии и Болгарии.

Позже людей подменило жертвенное животное. Вера в наличие домашнего духа, который помогает или озорничает в доме, по каким-то причинам не затёрлась под влиянием христианства, которая именует домовых или духов-хороможителей, бесенятами и чертями. До сих пор представления о них живы и сохранились так точно, что многие ведают - как угощать домового, как от него защититься, как задобрить домового и иные увлекательные вещи. Домовой издавна слывёт духом-(помощником) Велеса (Велесич). Так как Бог Велес покровительствует людям, их благосостоянию и процветанию, то домовые в этом ему помогают и активно содействуют ладу в семье, благополучию хозяев и приплоду домашних животных.

Домовой; Домовик; Дедушка; Постень; Постень; Доможил; Хозяин; Жировик; Нежить; Суседко; Братанушко; Дух-хранитель; Обидчик дома, Подпечник; Голбешник и многие разные прозвища, имена и названия присущи домашнему божеству, хранителю жилища, хозяину дома, главнейшему помощнику людей.

Кроме того, домового нарекают и иными прозвищами. Лизун - из-за того, что домовой может зализывать волосы у малышей и хозяйской живности.

Гнетко (гнетка, гнетеница) - это прозвище дано домовому по той причине, что тот дескать может налегать на человека, пока тот спит и душить его - в такие моменты человеку необычайно сложно дышать, а сквозь сон он может даже ощутить (или ему может это показаться), что сверху на нём кто-то восседает. Запечник - весьма распространённое прозвище домового. Запечником домового духа кличут потому, что по суевериям древних славян, домовые селятся за печью. Дедушкой домового величают потому, что, по преданиям и подтверждениям людей, которые сумели его лицезреть, домовой смотрится как дедушка маленького росточка с бородёнкой. Из некоторых древнеславянских версий, в которых домовой дух обитает в подполе, временами его нарекают подпольником. Ещё одно прозвище домового, которое не совсем известно - Пастень или Стень - тень на стенке, привидение. С недавнего времени за домовым закрепилось и ещё одно имя, которое известно, как - Барабашка.

Пожалуй, не нужно разгадывать слово "Домовой". И без ненужных пояснений ясно, что термин произошёл от слова "дом". Домового традиционно воображали в облике владельца дома или хозяйки, живого или покойного (последнего усопшего либо самого старого члена семьи). Облику присущи некоторые полузвериные характерности, свидетельствующие о его потусторонней природе: длинные торчком стоящие уши (либо только одно), покрыт шёрсткой (в оттенок волос хозяина дома), длинные когти. Лохматость и косматость домового обещала благополучие дому, потому-то у крестьян домовой похаживал обнажённый. Одёжа домового — зипун или синий кафтан, белая или ярко-красная рубашка подпоясана поясом.

Если домовой показывается в чёрном — это предзнаменует беду. Домовой может принимать облик любого члена семьи (особенно отсутствующего), животного (чаще змеи, ласки, кошки, петуха, крысы).

РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив