Мифические лесные нечисти у славян




Берегыни.
Одна из вставок в «Слове о том, како первое погани кланялися идолам» приписывает восточным славянам веру'в берегынь. В слове, носящем сходное заглавие, но обозначенном именем Иоанна Златоуста, говорится: «и начаша жрети... упирем и берегыням... », и далее: «и рекам и источникам, и берегыням». Что представляют собой эти мифические существа, неизвестно. Обыкновенно их отождествляют с русалками.

Водяной.
На дне рек и озер, особенно в омутах и под мельницей живет, по народным представлениям, водяной — старый, косматый дед с бородой по колено. Он производит бури, топит людей и корабли, любит шутить шутки над мельниками, рыбаками и пчеловодами. Русалки представляются его дочерьми. Водяной находится в непримиримой вражде с домовыми. Любопытно, что в некоторых местах до наших дней сохранился обычай приносить жертву водяному, топя лошадь: «Вот тебе, дедушка, — говорят крестьяне при этом, — гостинец на новоселье — люби да жалуй нашу семью». В редких случаях эти водяные духи рисуются в народной фантазии зооморфными, то есть имеющими звериный образ: так, в вологодских реках водяной, по убеждению крестьян, принимает иногда образ громадной рыбы; в Смоленской губернии водяного представляют в образе человека с лапами вместо рук, с ногами на голове и с хвостом сзади; олонецкие водяные имеют гусиные ноги и т. д.

Леший.
Это — владыка лесного царства. То равный по росту самым высоким деревьям, то свободно укрывающийся под маленьким листочком, он является олицетворением растительности вообще и, в частности, дремучего леса. На представлениях о лешем отразилось жуткое чувство, навеваемое мрачными лесными трущобами, с их таинственными, пугающими звуками. Леший — коварное существо: он любит сбивать человека с пути, откликается эхом, зазывает путников в трущобы и исчезает с громким хохотом. Впрочем, от проказ лешего можно избавиться, во-первых, молитвой и крестным знамением, во-вторых, надев платье наизнанку, в-третьих, закричав: «Овечья морда, овечья шерсть»; но 4 октября, в день, когда лешие бесятся, все способы борьбы с ними бессильны. Леший представляется в образе старика, обросшего волосами, с длинной зеленой или белой бородой; в этом представлении, несомненно, отразился вид мшистых деревьев с лишаями и наростами, украшающими стволы наподобие висячей бороды (мифологический закон влияния среды на облик духов, живущих в ней). Но леший может принимать и вид животного. Лешего можно сравнить с греческим Паном, сатирами и силенами и с италийскими Фавном и Сильваном. Все лесные звери и птицы находятся у него в полном подчинении. По народным представлениям, леший является мстителем за различные грехи человека. Лешим приписывается страсть к женщинам, которых они нередко похищают. Леший, или «лесовик», «царь лесной» и т. д., служит олицетворением всего леса: но в народе сохраняется еще смутное представление о сонме лесных духов (лесовики, боровики, моховики), которые все слились в едином образе главного владыки леса.

В Бабе-Яге, которую мифологи обычно считают олицетворением зимы, грозовой тучи и т. д., можно скорее усматривать коллективный образ, в котором слились отдельные духи леса. Это — лесная хозяйка, напоминающая собой «лесную женщину» Германии и скандинавских стран.

Кто такие "самовилы"?


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив