Святочная нечисть - шиликун




"Эти некрупные демоны ..., вероятно, происходят из "заложных" покойников, хотя об этом есть лишь малочисленные подтверждения и косвенные данные. Словечко шуликун одни исследователи увязывают с тюркским "шулюк" (пиявка), иные предполагают, что оно происходит из татарского "шульган " (злобный дух, подводный царь, пасущий под водой многочисленные стада скота). Третьи исследователи расценивают это слово древнеславянским и выводят его из древнерусского прилагательного "шуй" — "левый" (вероятно, от древнеславянского "шуй" — "левый, скверной, нечистый" с двойным суффиксом — "ик" и — "ун"), поскольку в восточнославянской мифологии мир бесовской силы связан с левой стороной.

Интересные соответствия этому русскому словечку есть в южнославянских языках: в болгарском слово "шулек" обозначает незаконорожденного младенца, а у македонцев "шулько" — обращение к еще не крещенному малышу. У сербов ряженных, обходивших дома на Масленицу, именовали словом "шилькани".

Шуликунами, шиликунами, шилиханами, реже кулешами и кулешатами на Русском Севере (а именно там этот персонаж общеизвестен) именуют крохотных человечков, стайками возникающих на Святки, постоянно вредящих людям и пропадающих с завершением этого цикла. В это облюбованное нечистой силой время, время "без креста", когда новорожденный Христос ещё не был окрещен, выходят на свет и иные, особенные "святочные" демоны: святке — богомерзкий дух в облике человека или животного; святочницы — несимпатичные, покрытые волосами духи, возникающие в мыльнях и неосвященных избушках; святоша и святеха — духи, показывающиеся тому, кто наряжается на святки".

Также шуликуны "родственны другим славянским демонам — караконджалам , кикиморам и демонам неславянских народов Поволжья и Сибири".

Мифологические персонажи, возникающие на Святках, широко известны и в прочих древнеславянских традициях. Сербы, которые период Святок именуют "некрещеными днями", полагают, что в этот период появляются караконджулы — демоны , происходящие из малышей, зачатых или умерших в этот "нечестивый" период.

Шуликуны выползают на землю из воды — из речной полыньи или болотца. Они чрезвычайно крошечного роста — размером с кулачок, и с заострёнными конусовидными башками, которыми они долбают во льду лунки, чтобы вылезти на землю".

"Ростом они зачастую с кулачок, временами больше, могут иметь лошадиные ноги и заострённую башку (сродни чёрту ), изо рта у них полыхает пламень, носят белые самотканые кафтаны с кушаками и конусовидные шапки".

В некоторых окрестностях думают, что у шуликунов нету пяток (вспомним, что черт тоже беспятый), а изо рта пылает огонь. Одеты они в разноцветные одежонки. На земле они толкутся на перекрёстках, подкарауливая людей, а также разъезжают по деревушкам.

Одни рассказывают, будто у шуликунов есть сани, металлические брички и кони, иные утверждают, что они разъезжают на шкурах, мешковинах, на печи, в стальных ступах. В ладонях у шуликунов металлические крючки, и ими они отлавливают людей."Нас раньше пугали все. 25 декабря — Игнатов день, рассказывают, сегодня вылезают шуликуны . Рассказывали малышам: "Спи, а то шуликуны придут". На Рождество они выезжают из воды на ступах, на металлических ступах, а во рту — пламень. Они по улочке ездят, в окна глядят... ".

"Самое надёжное избавление от шуликунов , как и вообще от бесовской силы, — крестное знамение. Но в некоторых северорусских деревеньках предпочитали и иные методы: в Сочельник во время водосвятия организовывали езду на тройках по льду на речке и вокруг деревушки, чтобы "давить шуликунов ".

Позднее шуликунами принялись нарекать не только демонов , но и ряженых на Святки, которые группами носились по селению и запугивали путников. Нередко в такие группы входили только юноши, и наряжались они в драную одежонку, вывернутые тулупы, прикрывали себе лица и запугивали девиц, пытаясь догнать их и извалять в сугробе".

Кто такие "Заложные покойники"?


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив