История Йоги




Уравновешенность ума называется Йогой. Совершать действия без привязанностей и оставаясь уравновешенным в успехе и неудаче это Йога.

Бхагават Гита

Йога существует много тысяч лет. Когда и как она возникла, можно только догадываться. Когда мы начинаем познавать себя и окружающий мир и углубляемся в это познание, мы приходим к одним и тем же законам, по которым все работает и взаимодействует независимо от страны и цвета человеческой кожи. Как работают тело, дыхание, ум, память, интеллект, эго? Они, конечно, прогрессируют: ум становится все хитрее, эго расширяется, интеллект ускоряется, память хранит все больше информации, но законы и принципы остаются все теми же. Это так же, как закон Ньютона: нельзя сказать, что силы притяжения до него не существовало.

Древние риши (мудрецы, святые) много тысяч лет назад изучили наши уровни существования. То, что наука начинает открывать только сейчас или открыла недавно, было известно древним мудрецам и записано в виде историй и сутр, многие из которых до сих пор остаются для нас загадкой. Большая часть этих писаний сохранилась на территории современной Индии. Индия поражает своей притягательностью благодаря тому, что она смогла сохранить знания и мудрость, которые передавались и продолжают передаваться от Учителя к Ученику в правильной и эффективной форме.

Кое-что из этого получает весь мир. Индия своего рода источник духовной силы для современного мира, и эта страна продолжает открывать свои тайны.

Если мы хотим исследовать корни йоги, мы должны обратиться к Хараппской культуре, существовавшей 3500 лет назад, в которой йога представляла собой созерцательную практику. Согласно некоторым фактам, около 1500 г. до н. э. Хараппская цивилизация угасла из-за арийского вторжения. Нормандские варвары ввели кастовую систему и внедрили несколько религиозных ритуалов, включая кровавые жертвоприношения.

Одновременно с этими религиозными обрядами появились священные писания Веды, обширный свод текстов индуизма. Слово «йога» впервые упоминается в древнейшей из Вед, Ригведе. Им обозначалась концепция дисциплины.

Перемотаем до 800 г. до н. э. Упанишады, сборник текстов, содержавших самые ранние представления об индуизме, предписывали для достижения просветления обучение под руководством учителя и посвящение жизни практике йоги. В общих чертах Упанишады описывали два пути к просветлению: Карма- йогу (бескорыстное служение другим) и Джняна йогу (усердное изучение священных писаний). Около III века до н. э. появилась Майтраяния-упанишада, которая описывала шестиступенчатый путь к просветлению, включавший овладение пранаямой (контроль дыхания), пратьяхару (отвлечение чувств), дхьяну (медитация), дхарану (сосредоточение на одном объекте), тарку (самоанализ) и самадхи (абсолютная погруженность в себя), ради слияния Атмана (индивидуальной души) и Брахмана (универсальной души, или источника творения). В этой упанишаде появляется священный слог ом в качестве символа союза ума и дыхания.

Примерно в то же самое время, когда создавалась Майтраяния-упанишада, известность приобрела Бхагавад-гита. В эту священную книгу входили легенды, которые стали знаменитым сборником историй Махабхаратой.

В общих чертах в Бхагавад-гите обрисовываться три пути служения: Карма йога, Джняна йога и Бхакти йога (самоотверженное служение).

Йога-сутры, составленные около 400 г. н. э. Патанджали, впервые сообщали о восьмиступенчатый пути к практике йоги. Ныне они считаются классическим руководством по йоге, послужившим основой многих современных стилей, в особенности Аштанга-йоги. «Восемь ступеней йоги» к нему относятся яма (самоограничение), нияма (самоочищение через самоограничение и дисциплину), асана (поза или положение), пранаяма (контроль дыхания), пратьяхара (отвлечение чувств), дхарана (сосредоточение на одном объекте), дхьяна (медитация) и самадхи (абсолютная погруженность в себя).

Около IV века н. э. появилась Тантра-йога. Новая система йоги воспевала физическое тело как средство достижения просветления. Философию Тантра-йоги можно кратко сформулировать как идею объединения всех противоположностей в самом человеческом теле (например, мужское и женское, доброе и злое), благодаря чему Тантра заслужила очень сексуальную репутацию. Это, однако, распространенное заблуждение, так как практики Тантры простираются далеко за пределы сексуальности.


Возникновение Хатхи-йоги в X веке н. э.


Она объединяла физическое усилие и сознательное намерение в системе поз тела, или практики асан, и контролирование дыхания, или пранаяму, в целях достижения самореализации. В XIV веке возникли Йога-упанишады. В один из священных текстов, Теджабинду-упанишада, были добавлены еще семь важных ступеней йоги помимо восьми, описанных Патанджали. Это мула бандха (корневой замок), равновесие, непотревоженное видение, тьяга (отказ, жертвование), маууа (тишина), деша (пространство) и кала (время).

Широкую популярность в Западной Европе и Северной Америке йога приобрела только в XX веке. Свами Шивананда Сарасвати стал одним из первых йогинов, выехавших за пределы Индии ради распространения учения йоги на Западе. Он основал центры йоги в Северной Америке в то же самое время, когда Свами Сатчидананда произнес вступительную речь на Вудстокском фестивале в 1969 г.

Однако отцом-основателем той системы йоги, с которой жители Запада знакомы сегодня, является, вероятно, Т. Кришнамачарья.

В 1930-е гг. в Майсоре он начал обучать своих учеников энергичным последовательностям поз, которые способствовали увеличению силы и спортивных способностей. Ученики приступали к изучению более сложных поз после того, как постигали предыдущие. Тремя самыми знаменитыми и влиятельными учениками Кришна мачарьи были Паттабхи Джойс, Айенгар и Индра Деви. Паттабхи Джойс стал основоположником Аштанга-йоги. Это один из самых популярных стилей йоги на Западе. Айенгар добился успеха благодаря созданию собственного стиля, для которого был характерен акцент на выравнива­нии тела и использовании различных вспомогательных предметов.

Переход от 20 к 21 столетию принес нам технологический рай. Настал век, в котором суперкомпьютеры могут решать общественные и экологические проблемы, в котором сверхпроводники сводят к минимуму расход энергии, а роботы выполняют неподходящую для людей работу, что позволило увеличить время досуга и продолжительность жизни. Новые медицинские препараты приведут, возможно, к контролю над СПИДом и другими страшными болезнями. Возможно, вскоре выращивание овощей на космических станциях станет таким же обычным делом, как сейчас в наших домах, а, возможно, мы и сами сможем совершить перелет на другие планеты, как в древности люди переселялись в новые страны.

Однако, мы еще не владеем в полной мере своим разумом.

Мировой кризис —лишь отражение хаотического состояния коллективного сознания.

Человек, овладевший своим разумом, способен сам без посторонней помощи направлять свои мысли в русло позитивного мышления. Никогда внешнее воздействие не может в полной мере унять нахлынувшие эмоции и стабилизировать воображение. Нельзя надеяться, что всевозможные успокоительные, снотворные и возбуждающие средства в состоянии в течение длительного времени решать проблему массовой умственной пассивности. Эти химические вещества разрушают не только ум и тело того, кто их использует, но и его потомство, создавая генетические нарушения и разбалансируя умственную деятельность. Настоящего мира достигает только тот, кто контролирует как ум, так и тело надлежащей самодисциплиной.


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив