Йога внутреннего огня




Йога Тумма


Когда совершаешь кору - ритуальный обход вокруг священной горы Канг Тисе, которую тибетцы почтительно называют "Кангринпоче" -"Заснеженная драгоценность", на вторые сутки наступает "момент истины" -восхождение на перевал Дролма-ла. Но до начала перевала ещё нужно добраться, взбираясь по огромным, громоздящимся друг на друга валунам. Если в этом месте повернуться и посмотреть назад, перед глазами предстаёт удивительное зрелище - посредине ущелья, на фоне величественного массива Кайласа, под бездонным синим небом бесконечной чередой бредут по узкой извилистой тропе паломники-накорва. Тяжело дыша, поминутно останавливаясь, чтобы успокоить бешено стучащее от недостатка кислорода сердце, шаг за шагом приближаются они к заветному перевалу, отчётливо понимая, что взойти на него будет ещё труднее.

Маршрут коры проходит на высоте пяти тысяч метров с подъёмом на пять тысяч семьсот и составляет без малого пятьдесят три километра пути. Каждый день десятки человек выходят на Кору из Тарбоче, добровольно обрекая себя на это серьёзное испытание, которое для кого-то может стать последним. Я до сих пор помню, как на второй день пути, ранним студёным утром, в сопровождении двух тибетцев-погонщиков прошли мимо нас, позвякивая колокольчиками, несколько яков. На их спинах, завёрнутые в рогожу, лежали тела пятерых паломников, скончавшихся ночью от отёка мозга. Вереница идущих молча расступилась, уступая дорогу тем, кто продолжал Кору, но уже в ином измерении. Звук колокольчиков замер вдали, а мы, проводив их взглядом, тронулись в путь, продолжая восхождение на Дролма-ла.

Вспоминая впоследствии этот момент, я с удивлением осознал, что мысли о том, что это могло бы случится со мной, почему-то не было. Да и если бы она вдруг возникла, возможности прервать Кору в этой точке пути уже нет. Так уж она устроена, что если начал обход - надо идти. И все идут, превозмогая усталость, не обращая внимания на одышку, боль от стёртых в кровь мозолей на ногах и нещадно палящее солнце...

Мои друзья и знакомые часто спрашивают, зачем я каждый год отправляюсь за восемь тысяч километров в Тибет и для чего, подвергая себя немалому риску, иду вокруг Священной горы. Я не знаю, что им ответить. У меня нет особой цели избавиться от грехов или
накопить заслуги, которые позволят обрести более счастливое перерождение. За экзотикой я тоже не гонюсь и не ищу на Кайласе следы загадочных цивилизаций и ангары с летающими тарелками. Мой интерес к Канг Тисе возник в определённое время моей жизни, неожиданно, видимо, как следствие проявления карма-випаки, в которую, впрочем, тоже не все верят.

Идея написания книги, которую Вы сейчас держите в руках, также родилась совершенно спонтанно, в момент, когда во время Коры я случайно набрёл на Священный камень с отпечатком стопы Великого Йогина Миларепы. С его именем связано множество мест, которые паломники проходят во время Коры. Именно в этих местах основатель школы Кагьюпа медитировал в пещерах и примитивных храмах, здесь же он вступил в противоборство с бонским магом, отстаивая священную гору. Фигура Миларепы, бывшего в молодости великим грешником, но сумевшего в течение одной жизни благодаря неустанной практике и глубокой вере избавиться от негативной карма-пхалы и достичь полной Реализации, - образец Великого Йогина, победившего сомнения и уныние.

Сегодня, глядя на то, как молодёжь, принявшая Прибежище, коллекционирует абхишеки, я всё чаще вспоминаю о последнем наставлении, которое Миларепа дал своему ученику Гампопе.

А заключалось оно в том, что Мастер повернулся к ученику задом и, задрав чубу, показал мозоли на ягодицах от постоянной практики. Это и было его последнее - самое короткое и важное наставление-передача. Человеческая жизнь очень быстротечна и имеет свойство ускоряться с каждым проживаемым нами днём. Ещё сто лет назад Знание методов Практики сохранялось в секрете и было уделом немногих посвященных, которые, к тому же, проводили годы в поисках Учителя. Сегодня, благодаря интернету, достаточно набрать в поисковой системе слово Тантра, и на Вас обрушится настоящая лавина информации самого разного качества. Но у Тантры есть одно "неудобное" свойство - о ней недостаточно читать и рассуждать - её надо практиковать. Практиковать каждый день, без праздников и выходных, без послаблений и самооправданий, помня об альтруистической мотивации Вашей практики. Только в этом случае Вы способны понять истинную природу вещей и избавиться от Главного Страха каждого человека - страха, связанного с неизбежностью смерти на физическом уровне, который рано или поздно испытывает каждый.

Однако, для того чтобы поверить в Учение, его необходимо понять ибо, не будучи религией в общем понимании этого термина, Буддизм предусматривает логическое осознание причин страдания и наличие возможностей его прекращения.

Одна из таких возможностей - обращение к Учению Великой печати -Махамудры, частью которой являются "Шесть Наставлений Наропы". Лежащая в их основе базовая практика пробуждения внутреннего огня -туммо, благодаря многочисленным упоминаниям в литературе о Стране снегов, является, к сожалению, своеобразной визитной карточкой тибетского буддизма. Я не случайно сожалею об этом факте, так как позиционирование туммо как некой диковинки привело к совершенно искажённому восприятию этой сложнейшей и глубочайшей тантрической практики, к низведению её почти что до уровня "фокусов с высушиванием простыней теплом собственного тела". А между тем, упоминавшийся выше Джецюн Миларепа превозносил туммо как основную практику для достижения Реализации.

Именно поэтому и решено рассказать в этой книге о туммо, чтобы все интересующиеся получили возможность разобраться в этой сложной и интересной практике и осознать её важность как основы "Шести Наставлений Наропы".

Эта книга не является учебником и не может заменить наставления Учителя. Кроме того, для практики туммо необходимо принятие Прибежища и получение необходимых посвящений. Тем не менее, её чтение поможет Вам понять механизмы, лежащие в основе туммо, а для практикующих она может служить вспомогательным пособием.


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив