Мистическое искусство туммо
В российской научной литературе упоминание о Наропе и его сестре Нигуме, считающихся основоположниками "Шести йог", а точнее "Шести наставлений", в основе которых и лежит практика "внутреннего тепла" (жара) - туммо, впервые встречается у выдающегося русского синолога, буддолога и санскритолога Василия Павловича Васильева. Однако непосредственно о мистическом искусстве туммо - йоге внутреннего тепла - впервые написал известный русский исследователь Юрий Николаевич Рерих в своём "Тибетско-англо-русском словаре с санскритскими параллелями": "Тумо (тиб. письм. gtum-mo) — внутренний жар, возникающий после длительного созерцания в результате особой техники внутренней абсорбции дыхания" (Рерих Ю. Н. Тибетско-англо-русский словарь с санскритскими параллелями, изд. Наука, 1985). Кисти его отца - великого русского художника Николая Константиновича Рериха - принадлежит и удивительная картина "На Высотах (Тумо) ", где впервые в истории европейской живописной традиции изображена практика туммо йогом-налджорпа. Довольно подробно описала туммо выдающаяся французская путешественница и исследователь Тибета Александра Давид-Нёэль. Следует отметить, что отважная француженка, получившая необходимые мистические посвящения, не только наблюдала туммо во время своих странствий по тибетскому плато, но и сама с успехом практиковала "технику внутреннего тепла", о чём довольно подробно написала в своей книге "Мистики и маги Тибета" (Mystiques et magiciens du Thibet), изданной в 1929 году в Париже.
Первая серьёзная попытка описания самой практики туммо была предпринята Уолтером Эвансом-Вентцом в его книге "Тибетская йога и тайные учения" (Tibetan Yoga and its Secret Doctrines), увидевшей свет в 1934 году. В своей работе доктор Эванс-Вентц пользовался текстом (chos drug bsdus pa'i zin bris bzhugs so) - Чё друк дупай дзинди джусо в переводе и с комментариями своего наставника Ламы Кази Дава-Самдупа. Следует признать, что, несмотря на допущенные ошибки, вызванные сложностью материала и тем фактом, что автор по сути дела являлся первопроходцем в деле описания эзотерических тибетских практик, книга Эванса-Вентца до сих пор является одной из самых серьёзных и обстоятельных работ, посвященных анализу основ мистических практик Ваджраяны и туммо в частности.
Эзотерическая тибетская практика внутреннего тепла
Во второй половине двадцатого века, в связи с бегством из Тибета четырнадцатого Далай-Ламы Тенцзина Гьяцо и шестнадцатого Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже в Индию, а также открытием для иностранцев доступа в Дарамсалу, появилось довольно большое количество работ, посвященных истории, теории и практике Ваджраяны, в том числе и исследований, касающихся "шести наставлений Наропы", в которых базовой практикой является туммо. Среди прочих следует в первую очередь упомянуть ряд работ выдающегося исследователя и практика тибетского буддизма Глена Мулина, которому принадлежат такие основополагающие труды, как перевод комментария к практике "шести наставлениям" Наропы основателя школы Гелугпа Ламы Дже Цзонкабы (тиб. - tsong kha ba -1357 - 1419 гг. ) и переводы текстов по практике шести наставлений, приписываемых гуру Наропы - махасидхе Тилопе, самому Наропе и другим учителям традиции шести наставлений, среди которых наиболее известны Марпа Лоцава, Джецюн Миларепа, Гампопа, Джигтен Сумгён и многие другие.
Помимо работ Мулина следует упомянуть переводы Джамгёна Контрула, выполненные Сарой Хардинг, книги Ламы Тубтена Еше, представляющие собой комментарии к упомянутым выше трудам Ламы Дже Цзонкабы, и многие другие работы, где упоминаются "шесть наставлений Наропы".
Именно благодаря этим публикациям и распространению различных школ Ваджраяны в Европе и Америке появилась информация, дающая представление о том, что же на самом деле представляет собой эзотерическая практика "внутреннего тепла", являющаяся базовой практикой "шести наставлений Наропы".
Йога внутреннего огня