Мистическое искусство туммо




В российской научной литературе упоминание о Наропе и его сестре Нигуме, считающихся основоположниками "Шести йог", а точнее "Шести наставлений", в основе которых и лежит практика "внутреннего тепла" (жара) - туммо, впервые встречается у выдающегося русского синолога, буддолога и санскритолога Василия Павловича Васильева. Однако непосредственно о мистическом искусстве туммо - йоге внутреннего тепла - впервые написал известный русский исследователь Юрий Николаевич Рерих в своём "Тибетско-англо-русском словаре с санскритскими параллелями": "Тумо (тиб. письм. gtum-mo) — внутренний жар, возникающий после длительного созерцания в результате особой техники внутренней абсорбции дыхания" (Рерих Ю. Н. Тибетско-англо-русский словарь с санскритскими параллелями, изд. Наука, 1985). Кисти его отца - великого русского художника Николая Константиновича Рериха - принадлежит и удивительная картина "На Высотах (Тумо) ", где впервые в истории европейской живописной традиции изображена практика туммо йогом-налджорпа. Довольно подробно описала туммо выдающаяся французская путешественница и исследователь Тибета Александра Давид-Нёэль. Следует отметить, что отважная француженка, получившая необходимые мистические посвящения, не только наблюдала туммо во время своих странствий по тибетскому плато, но и сама с успехом практиковала "технику внутреннего тепла", о чём довольно подробно написала в своей книге "Мистики и маги Тибета" (Mystiques et magiciens du Thibet), изданной в 1929 году в Париже.

Первая серьёзная попытка описания самой практики туммо была предпринята Уолтером Эвансом-Вентцом в его книге "Тибетская йога и тайные учения" (Tibetan Yoga and its Secret Doctrines), увидевшей свет в 1934 году. В своей работе доктор Эванс-Вентц пользовался текстом (chos drug bsdus pa'i zin bris bzhugs so) - Чё друк дупай дзинди джусо в переводе и с комментариями своего наставника Ламы Кази Дава-Самдупа. Следует признать, что, несмотря на допущенные ошибки, вызванные сложностью материала и тем фактом, что автор по сути дела являлся первопроходцем в деле описания эзотерических тибетских практик, книга Эванса-Вентца до сих пор является одной из самых серьёзных и обстоятельных работ, посвященных анализу основ мистических практик Ваджраяны и туммо в частности.

Эзотерическая тибетская практика внутреннего тепла


Во второй половине двадцатого века, в связи с бегством из Тибета четырнадцатого Далай-Ламы Тенцзина Гьяцо и шестнадцатого Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже в Индию, а также открытием для иностранцев доступа в Дарамсалу, появилось довольно большое количество работ, посвященных истории, теории и практике Ваджраяны, в том числе и исследований, касающихся "шести наставлений Наропы", в которых базовой практикой является туммо. Среди прочих следует в первую очередь упомянуть ряд работ выдающегося исследователя и практика тибетского буддизма Глена Мулина, которому принадлежат такие основополагающие труды, как перевод комментария к практике "шести наставлениям" Наропы основателя школы Гелугпа Ламы Дже Цзонкабы (тиб. - tsong kha ba -1357 - 1419 гг. ) и переводы текстов по практике шести наставлений, приписываемых гуру Наропы - махасидхе Тилопе, самому Наропе и другим учителям традиции шести наставлений, среди которых наиболее известны Марпа Лоцава, Джецюн Миларепа, Гампопа, Джигтен Сумгён и многие другие.

Помимо работ Мулина следует упомянуть переводы Джамгёна Контрула, выполненные Сарой Хардинг, книги Ламы Тубтена Еше, представляющие собой комментарии к упомянутым выше трудам Ламы Дже Цзонкабы, и многие другие работы, где упоминаются "шесть наставлений Наропы".

Именно благодаря этим публикациям и распространению различных школ Ваджраяны в Европе и Америке появилась информация, дающая представление о том, что же на самом деле представляет собой эзотерическая практика "внутреннего тепла", являющаяся базовой практикой "шести наставлений Наропы".

Йога внутреннего огня


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив