История возникновения практики туммо (пробуждение внутреннего огня)




Прародительницей искусства туммо является индийская кундалини-йога, которая в период её проникновения в Тибет уже имела глубоко разработанную философскую и теоретическую базу, опирающуюся на опыт многочисленных поколений практиков-сиддхов.

Следует, однако, отметить, что в отличие от тибетской традиции, где туммо рассматривалось как опорная базовая практика "Шести наставлений Наропы" (или "Шести наставлений Нигумы"), представляя собой первую, едва ли не важнейшую ступень, необходимую для изучения остальных разделов, кундалини-йога является законченной, самодостаточной системой, не нуждающейся в дополнительных развивающих практиках. Согласно санскритским источникам, в ряду которых следует прежде всего упомянуть "Йога-сутру" Патанджали, адепт кундалини-йоги имеет в своём распоряжении весь арсенал средств для достижения реализации (дживанмукти), включая технику асан, пранаямы и медитации. В тибетском же варианте искусство туммо является ключевым для активизации центрального канала Авадхути и основных чакр, необходимых для дальнейшей практики различных видов йоги.

Учителя-основатели тибетской традиции, начиная с Тилопы, полагали, что именно подъём мистического огня по центральному каналу Авадхути «раскрывает» чакры (кхорло) - энергетические центры, где переплетаются десятки тысяч каналов, называемых нади, по которым циркулирует прана.

Учителя-основатели искусства туммо (пробуждение внутреннего огня)


Овладев искусством туммо и активизировав основные чакры, адепт получает инструменты для практики остальных методов (йоги), таких как йога "иллюзорного тела" - гьюлу налджор, йога "переноса сознания" - пхёва налджор, йога сновидений - милам налджор, йога "ясного света" - о-сель налджор, йога "промежуточного состояния" - бардо налджор, которые являются, в свою очередь, комплементарными, позволяя адепту подготовиться к переходному состоянию бардо (включающему смерть на физиологическом уровне). В совершенстве овладев "Шестью наставлениями Наропы", йогин получает возможность в момент смерти не потерять сознание, понять сам факт умирания его собственного физического тела и, дождавшись появления "ясного света", распознать его и соединиться с ним, выделив реализованное посредством практики туммо недуальное тантрическое тело через точку соединения лобной и теменных костей на макушке. Избежав таким образом блуждания в промежуточном состоянии, ведущем к обусловленным кармическим потенциалом новым перерождениям в одном из миров, адепт получает возможность либо достичь паринирваны (стать Буддой), либо выбирает путь сознательного перерождения (феномен тулку) с целью продолжения принятого Им обета бодхичитты (спасения живых существ в материальных мирах).

Родоначальником линии передачи традиции "Шести наставлений Наропы" является его гуру махасидха Тилопа (988 - 1069 гг. ), которому приписывается заслуга объединения различных тантрических методов, полученных от разных учителей, в систему, названную впоследствии именем его ученика Наропы - "Наро чо друк" - "Шесть наставлений Наропы". Однако, говоря о туммо, правомерно вести линию передачи от гуру Тилопы -Кришначарьи, известного также как Чарьяпа – (Нагпо Чёпа - "чёрный практик").

Нагпо Чёпа являлся учеником йогина Джаландарипы (Джаландарапады), получившим, в свою очередь, линию передачи от Лавапады (тиб. - Лвабапа), бывшего прямым учеником махасидхи Гантапады (тиб. - Дильбупа). Заслуга Нагпо Чёпы состоит в том, что именно он объединил учения о пробуждении "внутреннего жара" линий Хеваджры (тиб. - Гье Дордже) и Чакрасамвары (тиб. - Корло Демчог), заложив тем самым основы туммо как базовой практики в том виде, в каком она существует поныне в "Шести наставлениях Наропы".

Однако окончательное оформление данного учения в стройную йогическую систему произошло именно благодаря Наропе (1016 - 1100 гг. ), который, как уже упоминалось, был не только великим йогином, но и получил в Наланде блестящее теософское образование. Это позволило ему оставить первое описание "Шести наставлений", сделав его доступным большему количеству последователей, чем при устной передаче традиции.

Одним из самых образованных гуру этой линии передачи, безусловно, был и ученик Наропы Марпа Лоцав (Марпа переводчик - 1012 - 1097 гг. ) -блестящий знаток санскрита, переведший на тибетский язык целый ряд основополагающих тантрических текстов.

Самая колоритная фигурой в этом ряду патриархов, несомненно, ученик Марпы, махасиддха и поэт-песенник Джецюн Миларепа (1052 - 1135 гг. ), который для адептов, практикующих туммо, является, пожалуй, центральной фигурой. Увлекавшийся в юности колдовскими ритуалами, движимый жаждой мести, Миларепа в этот период своей жизни сотворил множество грехов, самым тяжким из которых было убийство 37 человек. Однако затем, раскаявшись, Миларепа стал учеником Марпы-переводчика и, пройдя через тяжелейшие испытания е* ходе своего послушания (некоторые из этих испытаний правомерно назвать истязаниями), настолько очистил свою карму, что стал реализованным адептом и дубченом (тиб. - дубчен, санскр. махасиддха). Именно с именем Миларепы в Тибете связывают понятие туммо, поскольку он ставил эту практику на первое место и прославился тем, что на протяжении своего отшельничества жил обнажённым в высокогорных пещерах на высотах свыше 5 тысяч метров, выдерживая минусовые температуры благодаря интенсивной и постоянной практике туммо. Удивительным здесь является тот факт, что Миларепа жил в этих условиях постоянно и владел практикой настолько, что не замерзал даже во время сна (здесь следует отметить, что йогины во время горного отшельничества не спят лежа, а стараются проводить ночи в специальном медитационном коробе, связывая себя в падмасане специальной лентой для медитации, удерживающей тело адепта от падения во время сна).

Два самых известных последователя Миларепы - Речунг Дордже Дракпа (тиб. - ras chung rdo rje grags pa - 1084 - 1161 гг. ) и Гампопа (тиб. - sgam po pa - 1079 - 1153 гг. ) - обеспечили передачу учения и также входят в число самых почитаемых в Кагьюпа мастеров. Ученик Гампопы Дюсум Кхъёнпа (тиб. - dus gsum mkhyen pa), который продолжил линию передачи и основал школу Карма Кагью (тиб. - kar ma bka' brgyud), более известен как Кармапа, стал первым тибетским ламой, выбравшим путь сознательного перерождения - тулку (тиб. - sprul sku - воплощённое тело).

Практически все существующие сегодня ветви Кагьюпа (кроме Шанпа Кагью, считающей основательницей традиции упоминавшуюся выше Нигуму) ведут свою родословию от этой линии преемственности.

Говоря об истории практики туммо, нельзя не упомянуть о вкладе в развитие учения основоположника школы Гелуг, реформатора тибетского буддизма Ламы Дже Цзонкабы (тиб. - tsong kha ba - 1357 - 1419 гг. ). Вопреки бытующему расхожему мнению о том, что школа Гелугпа имеет в основном интеллектуальную направленность и не делает акцента на йогических практиках, лама Дже Цзонкаба уже в возрасте трёх лет принял обет прибежища у четвёртого Кармапы Ролпы Дордже, получив буддистское имя Кунгкха Нъингпо, а в семь лет получил посвящение (тиб. dbang bskur ba) в практику Херуки Чакрасамвары и Ямантаки. В возрасте шестнадцати лет, Цзонкаба получил от ламы Кагьюпа Чеки Гьялпо наставления по Махамудре и "Шести наставлениям Наропы".

Позднее лама Цзонкаба совершил с восемью последователями четырёхлетний горный ретрит, посвященный практике Гухьясамаджи. В течение своей жизни он был практикующим йогином и ушёл из жизни, как и подобает настоящему дубчену, реализовав "радужное тело". Следует упомянуть и о том, что, получив тяжёлую травму позвоночника Цзонкаба, самостоятельно вылечился, используя практику янтра-йоги (тиб. - sprul khor - трункор) - серии специфических физических упражнений (аналог хатха-йоги), входящих в практику "Шести наставлений Наропы". Именно Дже Цзонкаба оставил наиболее полный комментарий по практике "Наро чё друк", которым и поныне пользуются многочисленные адепты различных школ. Этот труд, названный им "Книга трёх убеждений" (тиб. - yid ches gsum Idan - "Йиче сум дэн" - полное название - "Книга трёх убеждений - трактат о практике глубочайшего учения шести наставлений Наропы"), можно по праву назвать основополагающим комментарием, раскрывающим тонкости практики "шести наставлений" и туммо в частности.

Происхождение названия туммо - "техники пробуждения внутреннего огня"


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив