Навья - название духов-носителей зла




​​‌‌​‌Навья — древнейшее, относящееся еще к эпохе язычества, название духов-носителей зла, исконно враждебных живым людям и несущих с собою только смерть, болезни и различные беды. В представлении наших предков-язычников, навьи соотносились с упырями — древнейшими силами зла, которым славяне из страха поклонялись еще до того, как стали почитать Рода и рожаниц — божеств плодородия и жизни.

Также навьями издревле называли «чужих» мертвецов, враждебных людям и являвших собой полную противоположность «дедам», то есть «своим» покойникам, духам предков, которые покровительствуют живым потомкам. По народному убеждению, навьи происходят от «нечистых» покойников. В частности, в навий превращались души «нехристей», иноверцев, чужаков, врагов, недоброжелателей, а также души тех, кого покарали силы природы (то есть души утопленников, людей, съеденных волками, убитых упавшим деревом и так далее).

В народных поверьях навьи, подобно упырям, могли представляться бестелесными, а нередко — невидимыми, но при этом они могли иметь облик, схожий с птичьим: это души умерших, имеющие вид огромных голых птиц или голых петухов размером с орла. Они летают по ночам, в бурю и в дождь, на злых ветрах, крича, подобно голодным ястребам, и крик или пение этих зловещих птиц предвещает болезни и смерть. В русской традиции навьям довольно часто приписывалось насылание различных эпидемий и бедствий. Навьи, по мнению славян, могли напасть на человека везде, всегда и отовсюду, и даже в таких священных местах как храмы и монастыри.

В древнейшие времена для защиты от навий применялись защитные знаки-обереги (заклинательные орнаменты), которые размещали на самых уязвимых участках жилища и двора — в проемах, на воротах, окнах, дверях, застрехах и так далее. Магическую защитную функцию от навьи выполнял и конек — фигурка священного животного на крыше. В одежде магическим охранительным узором покрывались ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. Все эти символы превращали дом в своего рода крепость, недоступную для проникновения навий.

В целях защиты от навий издревле использовались и умилостивительные жертвы. Так, например, по всей Руси на пасхальной неделе в Страстной четверг (день поминовения умерших, называемый также Навский великдень) специально для навий готовили баню. В тот же день для навий в бане оставляли и роскошную еду — с мясом, сыром, ритуальным печеньем и хмельными напитками.

Кстати, выбор бани как места для жертвоприношения навьям является еще одним доводом в пользу того, что навьи резко противопоставлялись «своим» покойникам, «дедам». Последних обычно зазывали в дом, приглашали за стол или общались с ними в красном углу под иконами. Навий же встречали всегда только в бане, а баня повсюду считалась нечистым местом, поскольку в ней не вешали икон, а когда шли туда мыться, снимали с шеи кресты. Оставив в бане подношение навьям, люди поспешно уходили, опасаясь того, что прилетевшие навьи могут наброситься и задушить человека либо наслать на него болезнь.

РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив