Чакры и Нади тонкого тела и их проекция на физическом уровне




В различных йогических практиках индийской традиции задействовано семь чакр. В практике тибетского туммо обычно используются только четыре основные чакры:

Чакра "Высшего блаженства" - Махасукхачакра ; Чакра "Наслаждения" - Самбхогачакра ; Чакра "абсолютной реальности" - Дхармачакра ; Чакра "Воплощения" - Нирманачакра. Для правильного понимания процессов, происходящих во время практики туммо, необходимо добавить к вышеперечисленным описание ещё одной чакры - Муладхары, поскольку её символика крайне важна для понимания феномена зарождения "внутреннего жара" (пламени).

Муладхара чакра - корневой центр


Санскритское слово муладхара может быть переведено как "корневой центр". Именно в муладхаре боковые каналы расана и лалана переходят в авадхути, вход в который у обычного человека закрыт. Чакра муладхара изображается в виде четырёхлепесткового лотоса, в который вписан квадрат, олицетворяющий землю. Жёлтый цвет квадрата символизирует жизненную энергию. В квадрат вписан треугольник, персонифицирующий женское начало. На верхнюю сторону треугольника опирается нижняя часть канала авадхути, а нижний угол треугольника опирается на слона, который олицетворяет мощь кундалини в её активной фазе. В треугольнике находится Лингам, или Сваямбхулинга - "саморождённый знак", символизирующий Вселенную в её стадии" изначального яйца", вокруг которого трижды обвилась дремлющая змея, держащая во рту свой хвост, - именно она олицетворяет жизненную всепорождающую недифференцированную энергию (мулапракрити) кундалини-шакти в её латентной фазе.


Нирманачакра - Чакра "Воплощения"


Свернувшаяся змея-кундалини закрывает своим телом, свёрнутым в кольца, отверстие входа в канал авадхути. Даже в спящем состоянии кундалини мягко вибрирует и излучает тёплое сияние. До тех пор, пока кундалини находится в латентной фазе, индивид будет пребывать во власти дуального восприятия мира, страдая от его иллюзорности и собственных заблуждений. Когда в результате йогических практик адепту удаётся "разбудить" кундалини, она, подобно кобре, поднимает голову и начинает с шипением подниматься вверх по авадхути, "воспламеняя" по пути все энергетические центры. В этой фазе кундалини приобретает красно-огненный цвет, что соответствует "внутреннему пламени" (агни). В традиции тибетского туммо эту функцию Муладхары выполняет Нирманачакра, визуализируемая в виде красного лотоса, у которого шестьдесят четыре лепестка. Её расположение немного смещено вверх. Лама Дже Цзонкаба указывает в "Книге трёх убеждений", что Нирманачакра, где визуализируется мистический санскритский слог | (А) -А, стоящий на треугольнике, вписанном в лунный диск, находится на расстоянии четырёх сложенных пальцев под пупком и сдвинута к позвоночнику, однако не касается его.


Дхармачакра - Чакра "абсолютной реальности".


Место локализации этой чакры - пространство за мечевидным отростком грудины (processus xiphoideus). "Чакра сердца" является особенной, так как именно в этой точке боковые энергетические каналы расана и лалана трижды оплетают центральный канал авадхути, образуя шесть петель (узлов).

Будучи самой большой по количеству переплетений каналов, дхармачакра даёт начало множеству периферических каналов тонкого тела.

Символизирует дхармачакру восьми лепестковый лотос белого цвета, в середине которого на лунном диске располагается мистический слог (Hum) -ХУМ синего цвета, развёрнутый вниз. Дхармачакра отвечает за самосознание (эго) и определяет все качества, которые с ним связаны.

Санскритское название этой чакры - анахата, что означает "непоражённая".

Самбхогачакра - Чакра "блаженства", называемая также "горловая чакра".


Место её локализации впереди 7-го шейного позвонка. У мужчин она находится сзади передне-верхней части щитовидного хряща. Самбхогачакра визуализируется в виде лотоса красного цвета с шестнадцатью лепестками и лунным диском посредине, в который вписан мистический слог (От) - ОМ красного света. Санскритское название - вишуддха ).
Чакры и Нади тонкого тела и их проекция на физическом уровне


Махасукхачакра, или Махападма, - "Чакра Высшего блаженства".


Её индийский аналог-прародитель - чакра сахасрара. Это самая "мистическая" из чакр, так как, согласно древней традиции, она визуализируется вне пределов человеческого тела. Мнения относительно точного места её расположения расходятся. Некоторые мистики помещают чакру вне пределов тела, позиционируя её на небольшом расстоянии (от двух до семи сантиметров) от точки соединения лобных и теменных костей, в месте, где у новорожденного находится передний родничок.

Согласно другим источникам, чакра находится в этой же точке, но между кожным покровом и черепной костью. Существует также традиция визуализации махасукхачакры в головном мозгу, непосредственно под указанной выше точкой. Поскольку не существует прямых соответствий между центрами физического и тонкого тела, это различие в позиционировании чакры является несущественным для практики и зависит от индивидуальных особенностей визуализации и ощущения. Махасукхачакра представляет собой лотос с тридцатью двумя (в санскритских источниках тысячью) разноцветными лепестками и мистическим слогом (Нам) - ХАМ белого цвета на лунном диске, развёрнутом вниз.

Тонкое тело в тантрической энергетической теории


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив