Тонкое тело в тантрической энергетической теории




Согласно тантрической энергетической теории, каждый индивидуум помимо грубого материального тела обладает ещё и тонким телом, основными элементами которого являются:

1. Каналы, по которым циркулируют энергетические потоки. Различные санскритские источники говорят о 72 000 нади в человеческом теле, однако нас интересуют лишь три основных канала, используемых в практике туммо. Это центральный канал, называемый авадхути или авадхутика. В тибетских текстах встречается сокращение названия авадхути - дхути, а в индийской традиции используется название -сушумна. Слева от него идёт боковой канал белого цвета, называемый лапана, по которому циркулирует энергетический поток, несущий "капли квинтэссенции белой бодхичитты". Справа - аналогичный канал красного цвета, называемый расана, по которому циркулирует энергетический поток, несущий "капли квинтэссенции красной бодхичитты". В индийской традиции для обозначения боковых каналов используются названия ида нади и пингала нади.

Боковые каналы начинаются у основания ноздрей и именно по ним жизненная энергия вместе с дыханием попадает в тонкое тело. Опускаясь вниз вдоль центрального канала, боковые каналы переплетаются с ним в определённых точках, называемых чакрами или корло (энергетические центры), образуя в месте переплетения две петли (по одной на каждый канал). В районе сердечного сплетения - Дхармачакры - боковые каналы образуют шесть петель (по три на каждый канал). В нижней чакре, называемой на санскрите Муладхара (Нирманачакра) боковые каналы образуют петлю, схожую с тибетской буквой ж", и заканчиваются у входа в центральный канал авадхути. У обычного человека вход в этот канал закрыт и потоки жизненной энергии, циркулирующей по боковым каналам, не могут туда проникнуть. Основной целью практики йоги является открытие "врат" авадхути и направление туда объединённого потока жизненной энергии.

2. Энергетические центры - Чакры, где боковые каналы переплетаются вокруг Авадхути, образуя петли. Каждый такой центр, название которого переводится как "колесо", изображается в тибетской и индийской иконографии в виде цветка с разным количеством лепестков, которые символизируют более мелкие периферические каналы, пронизывающие всё тонкое тело человека и позволяющие жизненной энергии проникать везде. В зависимости от школы йоги количество энергетических центров в тонком теле варьирует, исходя из их функционального назначения.

Расположение чакр в индийской и тибетской традиции также может не совпадать.

Энергетические каналы и центры в практике тумо


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив