Визуализация центрального канала Авадхути (ца ума)




В начале практики туммо особенно важно овладеть навыком правильной визуализации центрального канала как ключевого понятия-принципа йоги туммо. Однако прежде всего необходимо представлять себе мистический механизм его функционирования.

Центральный канал представляет собой объект тонкого тела, проходящий от верхней теменной чакры (Махасукхачакра, или Сахасрарачакра в индийской традиции) до точки, где он соединяется с боковыми каналами (расана и лалана). Различные источники помещают место этого соединения в разные чакры: согласно некоторым, место, где боковые каналы делают петлю и соединяются с нижней частью авадхути, находится в чакре Муладхара в районе крестцового сплетения, согласно другим, эта точка находится выше и соответствует месту расположения "чакры воплощения" - Нирманачакры. Ещё одной возможной точкой соединения каналов иногда называют место расположения чакры Декьёнг ги кхорло ("Чакра поддерживающая блаженство") - у основания гениталий. Как указывалось выше, эти расхождения не являются существенными и не мешают практике. Существенным в визуализации центрального канала является следующее:

1. В практике туммо центральный канал не визуализируется в позвоночнике, хотя во многих источниках прямо говорится о тождественности сушумны (авадхути) и позвоночника. Е. П. Блаватская, в частности, пишет:
"Ида и Пингала играют вдоль изогнутой стены спинного мозга, в котором находится Су шумна. Они полуматериальные, позитивная и негативная, солнце и луна, и вводят в действие чистый и духовный поток Сушумны. Они имеют отдельные, свои собственные пути, иначе они излучались бы по всему телу. ... Трансгималайская школа древнеиндийских раджа-йогов, к которой нынешние йоги Индии имеют очень мало отношения, помещает Сушумну, главное местопребывание трех Нади, в центральной трубке спинного мозга, а Иду и Пингалу по ее левой и правой сторонам. Сушумна есть Брахмаданда. Это тот канал (спинного мозга), о функции которого физиология знает не больше, чем о селезенке и шишковидной железе. " ('Тайная доктрина", т. Ill, стр. 520/451).

При всём уважении к основоположнице российской и европейской эзотерики, не могу согласиться с этим утверждением. Термин "Брахмаданда"- "посох Брахмы" -действительно употребляется в индийской тантрической традиции. Это название, которым обычно обозначали палку с семью узлами (иногда из нижней, прикорневой части бамбука), которой пользовались отшельники-йогины. Её семь узлов действительно символизировали семь основных чакр, сквозь которые проходит сушумна (авадхути). Употребляется термин брахмаданда и в хатха-йоге для обозначения позвоночника. Однако отождествлять сушумну (авадхути) и позвоночник неправильно, поскольку последний относится к физическому телу, а центральный канал - к тонкому, ни в коей мере не являясь сколько-нибудь материальным объектом. Кстати, такое смешивание понятий приводило и приводит к известному научному скептицизму в отношении всей системы высшей йоги и тантры, так как одним из основных аргументов материалистов является тот факт, что после смерти человека позвоночник продолжает существовать, поскольку является частью грубоматериального, физического мира, в то время как даже самый лучший патологоанатом не найдёт при вскрытии тела никаких следов сушумны или чакр. Поэтому удивляться тому, что физиология ничего не знает о функции сушумны, не следует: физиология имеет дело с материальными объектами и физическими процессами. А функцию сушумны (авадхути) может определять лишь психология , поскольку этот канал является тонкотельным, мистическим. При практике визуализации авадхути следует помещать рядом с позвоночником - именно так советует Лама Дже Цзонкаба в "Книге трёх убеждений". Возможно представлять авадхути и в середине позвоночника, что, однако, не означает тождественности этих двух объектов, относящихся к разным субстанциальным мирам.

Нежелательная визуализация авадхути внутри позвоночника в практике туммо


2. При визуализации авадхути необходимо представлять его в начальной стадии практики голубым или светло-синим снаружи и красным внутри, а в стадии активного внутреннего жара, когда блокируются боковые каналы и энергетический поток находится в авадхути, его цвет меняется на красный. Размер визуализируемого центрального канала меняется по мере продвижения в практике. В идеале его толщина соответствует толщине ячменного стебля, однако на начальных стадиях его можно представлять как гораздо более толстый сосуд. В этом есть своя" логика, так как на начальном этапе визуализации довольно трудно представлять себе внутри авадхути мистические слоги размером с горчичное зерно. По мере приобретения опыта визуализации следует представлять себе все тонкоматериальные объекты (каналы, чакры, слоги) как способные менять размер - точно так же, как при визуализации йидамов.

3. Внутри центрального канала, который по определению является полым, существуют, тем не менее, тончайшие эфирные внутренние оболочки - т. е. авадхути как бы многослойный канал. Первой такой оболочкой является ваджрини-нади, представляющая собой как бы канал внутри канала. Внутри неё находится ещё более тонкотельный канал, называемый читрини-нади, а уже внутри этой тончайшей эфирной плёнки-оболочки находится пустое пространство, по которому и циркулирует энергетический поток - это пространство носит название Брахма-нади. Именно по Брахма-нади и циркулируют капли квинтэссенции - бинду.

4. Центральный канал на всех этапах практики следует представлять себе как излучающий мягкое свечение "живой" объект, а не как ригидную трубку. Свечение может быть разным - от голубого до тёмно-красного, в зависимости от стадии пробуждения внутреннего жара. Кроме этого, стенки каналов визуализируются как полупрозрачные.

5. И, наконец, последний принцип визуализации центрального канала - его следует представлять себе абсолютно прямым, "пронизывающим" энергетические центры от нирманачакры до махасукхачакры. Это условие -отсутствие каких-либо изгибов центрального канала - определяется требованиями процесса визуализации, согласно которым белая тигле (чансем карпо) из верхних чакр капает вниз, сливаясь с поднимающимися снизу вместе с мистическим пламенем красными тигле (чансем марпо).

Очевидно, что в случае, если авадхути будет повторять изгибы позвоночника (шейный и поясничный лордоз - прогиб вперёд, грудной и крестцовый кифоз - прогиб назад), представить себе процесс прямолинейного падения и восхождения капель довольно сложно. Именно поэтому визуализация авадхути внутри позвоночника в практике туммо нежелательна. В кундалини-йоге же, где по сушумне поднимается мистическая змея, такая визуализация логична и оправданна.

Особенности визуализации энергетических каналов и центров


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив