Особенности визуализации энергетических каналов и центров




Говоря о визуализации чакр и каналов тонкого тела, следует отметить, что различные школы практикуют разные методы визуализации. Так, наставник Пятого Далай Ламы, впоследствии Первый Панчен Лама Лобсанг Чеки Гьялцен (Панчен Чёгьен), в своём тексте по туммо, ссылаясь на Сампута Тантру, рекомендует визуализировать "Нирманачакру" в виде лотоса с разноцветными, а не красными лепестками, а "Махасукхачакру" в виде белого, а не многоцветного лотоса. Различные тексты и устные пояснения также расходятся, например, в том, какого цвета следует визуализировать центральный канал авадхути.

Согласно одним источникам, он должен быть красного цвета, однако Лама Дже Цзонкаба в "Йиче сумден" пишет, что в начале практики, когда внутреннее пламя ещё не активно, цвет центрального канала голубоватый и лишь в стадии пробуждённого внутреннего жара канал становится красного цвета. Существуют также довольно серьёзные расхождения в трактовках места расположения некоторых чакр. Так, многие ламы считают, что точка визуализации теплопродуцирующего слога должна располагаться ниже, чем на уровне четырёх пальцев под областью пупка, а другие считают, что её следует помещать непосредственно за пупком. Аналогичные расхождения можно встретить в описаниях многих практик. Причина этого кроется в том, что энергетические центры, каналы и мистические слоги не относятся к материальному миру, а являются частью тонкого тела.

Их нельзя увидеть обычным зрением. Все дошедшие до нас описания практик, включая места расположения, размеры и цвет чакр, каналов и слогов, являются результатом глубоко субъективного мистического опыта, который, естественно, неодинаков у разных адептов. Совершенно очевидно, что в результате медитации один практик может спонтанно "увидеть" многоцветный лотос, а другому он может ясно "видеться" белым. В качестве примера можно привести различное восприятие цветов субъектами физического мира, где некоторые имеют цветное, а другие - чёрно-белое зрение. Стоит также вспомнить о том, что физически существует лишь белый цвет, разделяемый органами зрения на семь достаточно условных цветов, воспринимаемых всеми по разному. Существуют и многочисленные варианты практик, связанных с туммо. Так, например, можно визуализировать разных йидамов: в одной традиции в ходе практики визуализируют Херуку Чакрасамвару, в другой Ваджрайогини или её гневную ипостась -Ваджраварахи. Бесполезно искать среди всех этих многочисленных методов единственно правильный: все они в одинаковой степени пригодны для практики - всё зависит от того, к какой традиции передачи эти практики относятся. Вместе с тем, традиция не является чем-то неизменным и от поколения к поколению приобретает новые черты, изменяясь вместе с постоянно эволюционирующим миром.

Чакры и Нади тонкого тела и их проекция на физическом уровне


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив