Необычный обряд "Родов на коленях" у башкир Саратовской области




В середине 20 века в башкирских деревушках Саратовской области роды в домашних условиях были обыденным явлением, отдельные прецеденты фиксировались в 80-90-х гг. прошлого века. Башкирки рожали в банях или в женской части дома, порой уходили в дом к близким родичам мужа. С возникновением медицинских заведений женщины продолжали рожать в домашних условиях. Одной из мотиваций такой ситуации было то, что медики и фельдшеры рассматривались представителями иной национальности. Вместе с тем среди башкир огромным грехом считалось демонстрировать свое тело людям другого исповедания (кафирам), под запретом был показ женского тела. Предчувствуя приближение родов, роженица подготавливала себе постель, часто на полу, где были настелены в основном подолы от старых платьев. Чаще всего женщина тужилась во время схваток, держась за полотенце, подвешенное через горизонтальную перекладина под потолком. Находившиеся женщины при родах, рекомендовали роженице расслабиться, расплести волосы, расстегнуть пуговички на одежде, развязать все узелки, прилечь на пол, глубоко дышать.

Женщины рожали беззвучно, вопль во время родов считался постыдным. Для облегчения родов обычно применяли несколько положений для роженицы: стоя, на коленях, присев на корточки, на четвереньках. Роды сопровождались прочтением мусульманских молитв и специальным массажем живота роженицы, который включи в себя поглаживание, придавливание, выталкивание или выдавливание плода.

С наступлением схваток посылали кого-нибудь из председателей семьи за повитухой, так как мероприятия, связанные с рождением младенца, неизменно проходили с их участием. Повитухами обычно были женщины в возрасте 40 - 45 лет, которые проводили обряды родильного цикла, а также специализировались на послеродовым уходе за роженицей, лечением женских и детских заболеваний. В семье было принято звать одну и ту же повитуху для рождения малышей. Профессия повитухи передавалась по наследству, она посещала роды вдвоём с дочерью и учила ее своей профессии. Повитуха, как и роженица, больше чем остальные представители женского пола, была склонна к воздействию недобрых сил, а умение ее рук - сглазу. Оттуда и меры обережения: в селе традиционно не величали ее по имени, идя на роды, она не называла свою цель, за акушерство ей «платили». В доме роженицы тотчас дарили платок или нитки как вознаграждение, оплата за наём, а после рождения ребёнка ей преподносили платье и потчевали чаем. Кендекэй заслуживала всенародного уважения и почитания. Считалось, что малыш характером будет походить на повитуху, так как между ними на всю жизнь устанавливалась духовная связь.


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив