Русальские обряды




Перейдем теперь к рассмотрению русальских обрядов. Среди этих обрядов наиболее интересными представляются: похороны русалки, проводы или изгнание русалок, крещение их и т. д. Нужно заметить, впрочем, что русальские обряды слились в народной жизни с купальскими и семицкими об­рядами и игрищами.

Время совершения русальских обрядов приу­рочивается к «Семику» — обыкновенно к четвергу на седьмой неделе после Пасхи; этот день у малороссов называют «Русальчин Великдень», то есть Пасха русалок. Во многих местах России вся неделя перед Троицыным днем называется «русалкой».

Обряд «похорон русалки» заключается в пародии на христианское погребение: сделанною из тряпок куклу наряжают в платье, кладут в гроб, убирают цветами и несут в торжественной процессии на берег реки, девушки наряжаются — кто священником, кто дьяконом; делают кадило из яичной скорлупы, идут со свечами из стеблей и поют: «Господи, помилуй». У реки прощаются с чучелом русалки и, заколотивши гроб, привязывают к нему камень и бросают в воду. Обычай хоронить русалку объясняется как запоздавшие погребальные почести, которых лишены были в свое время «заложены покойники», то есть женщины и деда, умершие не­естественной смертью; эти почести имеют целью умиротворить и успокоить их мятущиеся души.

Обряд «проводов русалки» совершается следующим образом: какая-нибудь девушка, с распу­щенными волосами и в одной рубашке, с венком на голове, изображает русалку; она едет верхом на кочерге, с помелом через плечо; ее весело провожают до леса или до поля, засеянного рожью, где она и скрывается от провожающих. Последние же воз­вращаются назад, приговаривая: «Мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить».

Иногда роль русалки исполняет кукла или чучело, которое относят за деревню и разрывают на части.

Обряд «изгнания русалок» отличается от только что описанного обряда «проводов» тем, что русалок выпроваживают из деревни не с почетом, но с криком: «Гони русалок», шумом и щелканьем кнутом. Значение этих обрядов ясно: это — изгнание нечистой, зловещей силы. В некоторых местностях России русалку изображает чучело коня, сделанное из соломы; в этом коне усматривают «символ доброго божества», представителя какой-то высшей священной силы, которая должна прогнать русалок. Но с этим объяснением нельзя, как мне кажется, согласиться: конь — не что иное, как звероподобный («зооморфный») образ русалки; речные духи и божества часто представляются в народной мифологии в виде коня.

К русальским обрядам примкнули некоторые обычаи совершенно иного характера и происхож­дения, например, описанная С. В. Максимовым народная игра в Тамбовской губернии. Молодые крестьяне, нарядившись в простыни, пускаются вдогонку за девушками и молодыми женщинами, стараясь ударить их кнутом. Женщины спрашивают: «Русалоцки, как лён? » (подразумевается — уродится). Ряженые указывают на длину кнута, а бабы восклицают: «Ох, умильные русалоцки, какой хороший». В этой игре я усматриваю остатки первобытной магии плодородия, аналогичные римскому празднику «луперкалии»: в Риме жрецы («луперки»), также одетые особым образом, стегали проходивших женщин ремнями, а последние верили, что эти удары приносят благословение браку, изобилие плодов земных.

Очень распространена вера в русалочьих детей, нагих и вечно плачущих. В Троицкую субботу они бегают по ржаному волю и поют:

Бух, бух.
Соломенный дух.
Мене мати породила.
Некрещеный положила.

Если при звуке их песни приговорить: «Крещаю тебя, Иван да Марья, во имя Отца и Сына и Святаго Духа», то дети русалки, не достигшие еще семилетнего возраста, возносятся на небо, как бы восприняв настоящее крещение. По мнению А. В. Балова, обряд крещения русалок — не что иное, как известный обряд крещения кукушки: эта птица — один из самых распространенных образов человеческой души.

Русалки, живущие в источниках, называются криницами. В них усматривают не русалок, но богинь плодородия, что, впрочем, не противоречит представлению о русалках. В Древней Греции нимфы источников назывались kreniades. Самое слово «криница» означает в русском, польском и словенском языках «источник, колодец» и, по мнению многих ученых, заимствовано из греческого языка: krene — ключ, родник.

Облик русалок в представлении народов России


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив