Обходные обряды славян
Обходные обряды славян, обрядовые действия, выражающиеся в хождении по домам, чаще группы людей. Иногда дома посещались выборочно (напр., где есть молодожёны или именинники).
Такой визит призван обеспечить каждой семье благополучие на весь год. При весьма устойчивой общей структуре обходные обряды славян представлены множеством конкретных форм и вариантов, различающихся по времени исполнения ритуала, по составу участников, производимым ими действиям, по целям визита и ряду других характеристик.
Выделяют несколько типов: волочебный обряд – обход домов с величально-заклинательными песнями, совершаемый перед началом сева вечером в пасхальное воскресенье; колядки – обход на святки (как вариант на Масленицу или Пасху) и близкий к нему «ход со звездой» на Рождество и Крещение; вьюнишник –коллективное чествование и поздравление молодожёнов, вступивших в брак в течение года; выкупок – обход на пасху в Польше; сюда-баба —краковский обряд обхода домов «бабой» в лохмотьях с лицом в саже и пепле на следующий день после Пасхи и др, зеленые святки – обход домов от Троицы до Вознесение и т.д. Близко к обходным обрядам – выспрашивание детьми сладостей на Хэллоуин.
Приход участников в дом и их приём хозяевами во многом воспроизводил ритуал гостеприимства. Гости воспринимались как посланники потустороннего мира; часто это были ряженные (см. Ряжение) или процессия, сопровождающая сакральный персонаж (Масленицу, Марену, Лазарку на Вербное воскресенье, «Зелёного Юрия», майских Короля и Королеву, троицкую берёзку, Семика и Семичиху, Кострому, дожиночный сноп, Пеперуду и т. п.). Обычно участники представляли одну половозрастную или социальную группу – дети, молодёжь, девушки, неженатые мужчины (напр., кукеры), старики, нищие. Войдя во двор или в дом, они произносили поздравления и благопожелания (в основном в речитативной или песенной форме; например колядки и щедровки на Святки, волочебные песни на Пасху), совершали др. магические действия (обливали водой, обсыпали зерном, били домочадцев ветками и т. п.) с обрядовыми приговорами, играли на муз. инструментах или устраивали ритуальный шум; в ответ получали подарки или угощение, которое обычно потом составляло основу их общего пира; если хозяин оказывался скуп на угощение, вместо благопожелания он мог получить проклятие. Обходные обряды наиболее характерны для праздников зимнего цикла народов Европы, особенно для Святок; исполнялись также весной и летом – на Масленицу, Пальмовое воскресенье, Пасху, Юрьев день, «Майский день», Иванов день (праздник летнего солнцестояния у народов Европы, приуроченный к церковному празднику Рождества Иоанна Предтечи), Троицын день, дожинки и др. Обходные обряды устраивали также по особым случаям, например- в засуху (Пеперуда); иногда они входили в состав свадьбы.
Для православной традиции предрождественские обходы менее характерны, однако у южных славян и в карпатской зоне широко известны утренние визиты полазников в дни св. Варвары 4 (17) декабря, св. Николая 6 (19) декабря, св. Анны 9 (22) декабря и особенно часто — в Игнатов день 20 декабря (2 января).
ГАДАНИЯ / ПРЕДСКАЗАНИЯ / ОБРЯДЫ