Старославянский обряд - Братчина
Братчина (братовщина, складчина, ссыпщина, ссыпка, канун, пивной день), у славян общинный пир; первоначально (на Руси – до конца XVII века) Братчина называлась также сельские или городские (ремесленные) корпорации, устраивавшие общинные праздники. Упоминаются в летописях и документах с XII века, в былинах (о Василии Буслаеве, Садко). У восточных славян Братчина (особенно на Русском Севере) бытовали до начала XX века. Братчина известна также у соседей с восточными славянами народов (финов, карел, мордвы).
Русская братчина нередко сочеталась с храмовыми, установленными по обету, отдельными годовыми, наиболее чтимыми праздниками («Никольщина», «Михайловщина», «Кузминки», «Покровщина», на Масленицу, Пасху, Троицу и тому подобными). Иногда братчины связывались с окончанием сбора урожая, с Ильиным днём. Могли иметь обетный характер.
Основная роль в устройстве Братчины принадлежала общине (миру). После решения мира о сроках и порядке проведения Братчины, выбирались устроители (пивовар, распорядитель, пивонос); с участников (сыпцов) собирали взнос (сыпь) зерном или пивным суслом, хмелем, воском на общинную свечу (свечная Братчина, свеча). Для ритуальной общесельской трапезы на Русском Севере особо выкармливали и закалывали жертвенное животное – чаще всего быка, вола или барана – и варили в большом котле. Отсюда русское: архангельская «котельная вера». Трапезный стол был длинным («порой саженей 30»), а мясо из котла делилось на две части: церковному притчу и прихожанам по числу семей.
Прежде чем начать трапезу, в деревне проходила так называемая «мирская сходка», на которой решались споры между сельчанами, ссоры в семьях, другие частные проблемы. Дела всегда решались мирно, по-дружески. После сходки-примирения предлагались взаимные угощения, переходящие как бы в отдельное празднество, на котором царили дружба, мир и братство между односельчанами. Одним из обязательных условий существования братства была помощь малообеспеченным людям: сиротам, вдовам, больным. Обычно перед братчиной на их подворьях устраивали и артель — общедеревенскую помощь (жатва, копание картошки и т.д.).
Уклонение от участия в Братчине осуждалось. Праздник начинался церковной службой с крестным ходом и молебном; пиво благословлялось священником, общинную свечу с образами переносили на хранение новому хозяину. Основную роль в застолье играли старшие мужчины; столы для них и почетных гостей (красные столы) устраивались в красном углу, для женщин – в «бабьей кути» у печи, для нищих и странников- под полатями. А Братчине угощали духовенство, гостей из соседних деревень. Молодежь во время пира в основном занята играми на улице, за стол допускалась редко. Местами существовали и отдельные «бабьи» Братчины (в День святых жен – мироносиц, на Троицу и др.) Пиво разносили или пускали по кругу в деревянных или медных (до конца XVII века – также золотых или серебряных) сосудах – братинах, или ендовах.
В восточной Белоруссии (Могилёвщина, Гомельщина) и в южно-русской зоне (Жиздринский уезд) в городах и сёлах существовали «свечные» братчины — общества, собиравшие в праздник мёда и воска по 10 пудов. Братчики делали большую свечу, иногда в два пуда, по очереди определяя, кому за кем ежегодно принимать в свой дом «мирскую» или «братскую» свечу, которая называлась также свеча васильевская, благовещенская, юрьевская, никольская, ильинская и тому подобные в соответствии с праздниками, когда её впервые зажигали. Свечу зажигали «на куте» накануне праздника, и хозяин с домашними, а также братчиками и их семьями пировали за столом с водкой, и на следующее утро свечу относили в церковь к обедне для освящения и вновь возвращали в дом, чтобы она горела при повторном пиршестве, при «гулянии свечи», и под конец его переносили в дом хозяина-братчика, очередь которого приходилась на будущий год.
ГАДАНИЯ / ПРЕДСКАЗАНИЯ / ОБРЯДЫ