Наслаждения любви в трактате "Ветвь персика"




Любви в "Натьящастре" соответствует "шрингарираса" (эротическое настроение). Его цвет - темный, покровительствует ему сам Вишну. В эротическом раса выделяются основные темы: любовь вблизи друг друга и любовь в разлуке, причем вторая, в свою очередь, подразделяется на добрачную и "законную". Ритуал разлуки включает в себя 10 стадий: задумчивость, тоску, решимость, бессонницу, похудание, равнодушие, потерю стыда, безумие, обморок и смерть от страсти. В отсутствие мужа героиня заплетает волосы в одну косу, при встрече (если не успела дойти до последней стадии) распускает их и украшает цветами.

"Ветвь персика", как пособие скорее практическое, определяет любовь деловито и афористично. " Влечение душ порождает дружбу. Влечение умов рождает желание. Соединение трех влечений вызывает любовь. Каковы наслаждения любви? Два наслаждения души: причинение и терпение; два наслаждения разума: владение и отдавание; два наслаждения тела: трение и касание. Каково состояние, ведущее к любви? Напряжение и страсть. Каково состояние, производимое ею? Облегчение и нежность. "

Индийские теоретики выделяют также девять любовных состояний, последовательно проходимых от первого лицезрения героя и героини. Они образуют такую кривую: желание, беспокойство, воспоминание, восхваление достоинств, возбуждение, жалобы, обморок и смерть от страсти. Как видим, последние совпадают с наблюдаемыми в разлуке.

Любовь, конечно, материя психическая, в крайнем случае психофизиологическая, однако она имеет и внешние проявления.

Джьетиришвара перечисляет их: замирание, потение, поднятие волосков на теле, дрожание голоса, содрогание тела, изменение цвета лица, слезы, изнурение. Запомнив, вы имеете возможность безошибочно определять возникновение этого чувства у жены, а потренировавшись - и убедительно демонстрировать его любовнице.

Лицом к лицу с ним оказавшись,
Я лик склоняю свой,
Взор устремляю долу
И слух, его речам внимать
Объятый жаждой.
Перстами замыкаю, выступивший пот
Ладонями со щек стираю.
Но, милые подруги, что мне делать.
Когда вдруг распускается
Шнуровка на корсаже?
(Амару)

Умащенная грудь ее светится,
На руке ожерелье из лотосов порвано,
Как неможется милой любимице,
Как красива она в этом нежном страдании!
И хоть кажется схожим по действию
То, что лето горит и любовь горячительна,
Никогда оттого лишь, что жарко ей,
Не бывает так девушка нежно-пленительна.
(Кашдаса)

На основании косвенных фактов, почерпнутых из трактатов Бхараты, Абхинавагупты и художественных текстов, мы уже можем восстановить общую установку канонизаторов любовного искусства, так сказать, санскритскую теорию эмоций. Подобно тому как театральные раса возникают из сочетания возбудителей (причин), симптомов (следствий) и настроений (сопутствующих обстоятельств), так и реальные чувства достигают силы и завершенности под влиянием трех комплексов факторов: возбудителями здесь являются облик прекрасной женщины, запахи, цвета и т. д. ; слова, жесты и взгляды служат симптомами и одновременно стимуляторами эмоций; наконец, несущие эмоциональную нагрузку ситуации и обстоятельства - та канва, по которой вышиваются узоры чувства. Как в драме все составляющие подчинены раса, так и в любовной игре все средства направляются на целостное и интенсивное выражение эмоции, создание оптимальных условий для ее осуществления. "То, что созвучно сердцу, возбуждает раса, и тело бывает охвачено им, как сухое дерево огнем", - сказал Бхарата. Еще более определенно выражена эта мысль в сентенции из "Бри-хадорьяка-упанишады": "Человек, которого обнимает любимая женщина, не воспримете ничего наружного, ничего внутреннего".

Индийская психология под "индриями" понимает не только пять европейских органов "добрых чувств", как назвал их Мандельштам, но и исполнительные: руки, ноги, рот, задний проход и гениталии. Одиннадцатый элемент - манас (разум) -координирует состояние и деятельность остальных. Следовательно, в любовном свидании должны гармонично участвовать и возбуждаться все индрии, направляемые не только сердцем, но и разумом.

Не на это ли намекал автор, чье имя, к несчастью, утрачено? Вот его слова:

"Увидимся сегодня или завтра";
Внезапность поцелуев, ласк, объятий
При встрече, - в этом подлинная сладость
Плода любви, ее блаженство!
Все прочее у нас, как у животных.

Сущность и содержание половой любви в древней Индии


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив