Сущность и содержание половой любви в древней Индии




Традиционная индийская эстетика различает восемь устойчивых психических переживаний, "обликов чувства". Это мужество и страх, удивление и гнев, веселье и печаль, отвращение и любовь. Последнее по порядку, но первое по значению (в " Ригведе" это вообще первоначальный импульс бытия) любовное чувство, как и эротическое возбуждение вообще, обязано происхождением Кама-дэве - богу, сходному с греческим Купидоном.

"Кама" буквально обозначает страсть. Божество любви именуют в то же время Кандарпа (доставляющий удовлетворение), Смара (напоминающий), Манасиджа, Манобхава тож (родившийся в душе), Манматха (возбуждающий душу), Мадана (опьяненный), Мада (своевольный), Кусумабана, Ку-сумаюдха (обладатель цветочной стрелы), Мара (разрушитель) Панчасаяка (пятистрелый) и т. д.

Уже одно перечисление эпитетов показывает круг функций бога и олицетворяемого им явления. Этот великий соблазнитель изображается с луком желания из сахарного тростника, причем тетива его из пчел, а стрелы из цветов (манго и др. ), символизирующих страсти соответственно 5 органам чувств. На знамени Камы - портрет морского чудища Макары, во чреве коего он некогда проживал.

Какая связь меж этой болью, что наполняет нам сердца, и нежною твоей стрелою с игрой цветочного конца? О как жесток он и как ласков, твой цветоносный меткий лук, ты - наше нежное страданье, и порожденье горьких мук.
(Калидаса)

Автор этого признания в одной из од пересказал и миф о том, как Кама поразил своей стрелой самого Шиву, да еще в момент медитации, и только с целью женить его на Парвати. Исполненный признательности, Шива испепелил стрелка, отчего к именам последнего прибавилось Ананга - бестелесный. Тем не менее у него есть жена - Рати, прекрасная богиня любовного наслаждения.

Мать его - Лакшми, божество счастья и красоты, отец, предположительно, - Вишну.

Коль скоро мы забрались в область мифологии, отметим ее основные эротические моменты. Они связаны, во-первых, с апсарами (это небесные танцовщицы, обычно используемые богами для соблазнения подвижников; прекраснейшая из них -Урваши, немалой популярностью пользовались Менака и Рамбха). Во-вторых, эротические мотивы отражены в якшини -демоницах похоти, питающихся человеческим мясом и детской кровью. Но наиболее развитый комплекс сладострастных сказаний связан с лотосоглазым Кришной, неотразимым, как Рама, воплотившийся на земле для радости всех женщин. В частности, сказания повествуют о том, как Кришна, будучи пастухом, не расставался с флейтой, звуками которой зачаровывал не только гопи (пастушек), но и их коров. Застав гопи водящими хоровод в Ямуне, он забрал девичьи наряды, вскарабкался на дерево и велел красавицам поочередно выходить на берег. Озябнув в реке и видя непреклонность любимого, те подчинились. С прикрытыми рукой сокровенными местами, девушки кротко остановились перед Кришной. Однако еще не все открылось его вожделевшему взору, и он потребовал, чтобы гопи подняли руки, соединили ладони и, возложив их на темя, склонились. Теперь хитроумный Кришна мог вдоволь любоваться их непорочной красотой, гопи же были счастливы тем, что он ласкал их хотя бы взглядом. В "Бхагаватапуране" рассказывается, как затем лунной ночью, поставив охваченных страстью дев в круг, Кришна исполнил танец "расалила", а потом покинул их, и пастушки в отчаянье бросились в поиски. Наконец великодушный и деликатный любовник вернулся и стал плясать, силой йоги размножившись, чтобы каждой казалось, будто он пляшет именно с ней.

Нормы "Натьяшастры" (трактат по эстетике) для мужчин в Индии


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив