Представления о русал­ках




Слово «русалка» долгое время производили от прилагательного «рус» (русый) или от существительного «русло». В настоящее время общепринятой является этимология, установленная уже Ф. Миклошичем, В. Томашком и А. Н. Веселовским, по мнению которых, имя «русалка» и название народного праздника «Русалии» заимствованы славянами из Фракии и Македонии и восходят к средне греческому или византийскому слову Rhusalia.

Что касается сущности представления о русалках, то в последнее время в науке возобладало мнение, согласно которому русалки в своей основе — не что иное, как души умерших (А. Н. Веселовский. Е. В. Аничков). Недавно Д. К. Зеленин в своем исследовании о русалках внес поправку к этому, принятому в науке, воззрению; русалки, согласно его изысканиям, суть души не всех умерших вообще, но лишь женщин и детей, погибших преждевременной или неестественной смертью. Однако, хотя утопический (то есть связанный со смертью) характер народного представления о русалках не подлежит сомнению, все же в них сохранились многочисленные черты, сближающие русалок с духами природы, в частности — рек.

Таким образом, это — контаминационный, смешанный образ.

По общераспространенному народному воззрению, русалки живут в реках, но весной выходят на берега, качаются на ветках деревьев, расчесывают свои длинные зеленые волосы, поют песни, заманивают прохожих и стараются защекотать их до смерти.

Иногда они просят себе холста, полотна или какой-нибудь другой ткани на рубашку; в одной белорусской песне поется:

На кривой бярёзи Русалка сядзела,
Рубацёнки прасила.

В украинской песне также поется:

Сидила русалка на билий берези,
Просила русалка иди в жиночок памитки... ...
Просила русалка в дивочок сорочки:
«Дивочки, сестрички, Дайте мени сорочки... »

В таких случаях им необходимо дать какую-нибудь материю, хотя бы пришлось для этого оторвать кусок от собственного платья.

Некоторые крестьяне развешивают лесу по деревьям и кустам куски ткани, предназначенной дли русалок. Я объясняю все эти поверья и обычаи тем народным воззрением, согласно которому духи усопших вообще любят куски одежды, особенно концы, края платья и т. д. В Древней Греции шкуры животных иногда посвящались нимфам.

Русаличьи проделки


Особенно опасными становятся русалки после Троицы. Ночью, при неверном свет луны, русалки всплывают на поверхность воды или выходят на берег, бегают и резвятся, перекликаясь между собой; они то качаются на ветвях деревьев, то пою тоскливые песни, то водят веселые хороводы.

Они пугают людей, подшучивают над рыбаками и мельниками, скручивают или спутывают рыбацкие сети, портят жернова и шлюзы. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, гибельный град. У заснувших без молитвы женщин они похищают пряжу, которую разматывают, качаясь на сучках. Это качание на древесных ветвях стоит, как мне кажется, в связи с представлением о том, что русал­ки, по-видимому, как девы плодоносной природы, главными образом, жизненной влаги, покровительствуют растительности и посевам: качание — один из весьма распространенных приемов земледельческих заклинаний; недаром русские девушки «завивают венки» (то есть связывают ветви двух соседних березок, чтобы облегчить русалкам качание на них. Некоторые исследователи неправильно считают качание очистительным или отвращающим злые силы актом. Что завивание венков носит характер приема земледельческой магии, явствует, как мне кажется, из следующей белорусской песенки:

Пойдзем, дзевочки,
Во луга, лужочки
Завивать веночки,
Мы зауём веночки
На годы добрые,
На жито чистое,
На ячмень колосистый,
На овес ресистый.
На гречиху черную,
На капусту белую... и т. д.

Религия древних славян


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив