Кто такие "самовилы"?




Нашим русалкам соответствуют у сербов вилы, у болгар — самовилы, самодивы, юды, у чехов — vodni panny, у лужичан — wodne jungfry, у словаков vodopanenky и т. д. Этимология имени «вила» в точ­ности не установлена. А. Н. Афанасьев производил его от глагола «вить» и усматривал в вилах облач­ных дев, производящих извивающиеся молнии. Иное толкование предложено А. А. Потебнёй: с одной стороны, он сближает слово «вила» с глаголом «вить» — гнать, преследовать и пр., так как эти не­бесные девы гонят облака, а с другой стороны, указывает на сходство имени «вила» с древнеиталийским названием лесных и древесных нимф. Само­вилы играют большую роль в болгарской народной поэзии, причем, как показал недавно болгарский ученый Благой Ангелов, в песнях самовилы рисуются красивыми, жизнерадостными и добрыми девушками, а в сказках они наделяются отрицатель­ными качествами.

Вилы упоминаются в памятниках древнерусской литературы. Но вряд ли это древнерусский образ. Народная фантазия рисует самовил красивыми, грациозными, вечно юными девушками, с черными очами и длинными золотистыми кудрями, рассы­павшимися по плечам. Они живут в воде, в лесах, на горах, в облаках; любимым их занятием являются песни и пляска. Они вступают в брак со смертными, становятся «посестримами», то есть названными сестрами героев, обладают даром прорицания, исцеляют больных и раненых и даже могут воскресить умершего.

Самовилы ездят верхом на диком олене, производят бури, посылают засуху, похищают детей, жестоко мстят людям за оскорбления.

Относительно значения образа самовил существуют три теории: А. Н. Афанасьев видел в них водяные существа, олицетворение небесных облаков, А. Н. Веселовский усматривал в самовилах души умерших, а болгарский исследователь Благой Ангелов выставил теорию, которую можно назвать примирительной, и с которой, как мне кажется, нельзя не согласиться: по его мнению, са­мовилы были первоначально природными духами, девами небесных и земных вод, но впоследствии это представление слилось с образом мятущейся души усопших, особенно некрещеных младенцев и утопленниц. Таким смешением различных по происхождению образов объясняется, по мнению Ангелова, двойственность характера самовил в народной вере, — присутствие в них совершенно противоположных качеств: они рисуются народному воображению то злыми, мстительными и коварными демонами (особенно в болгарских сказках), то добрыми и ласковыми существами (в болгарских народных песнях) ; последнее представление Б. Ангелов считает древнейшим.

Русальские обряды


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив