Старорусский обряд "Перепекание ребенку судьбы"




Этот стародавний ритуал был обширно распространён у многих народов Восточной Европы, как славянских, так и не славянских, существовал у народов Поволжья. Сажание в печурку малыша, как средство народной медицины, широко использовали многие европейские народы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы.

Способов обряда перепекания было предостаточно. Порой малыша вымазывали тестом, лопату с ним проносили над дотлевающими углями или сажали в остывшую печь. Но существовало у всех и общее: всенепременно на хлебной лопате и в печь, как символ огня. Вероятно, в этой языческой церемонии следует видеть отголоски одного из древнейших обрядов — очищение огнем.

В каких случаях практиковались эти обряды? В случае рождения недоношенного, хиленького ребёнка, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и всевозможных недугов. В некоторых областях России отправляли в печь не только недоношенных младенцев, но и всех новорожденных подряд. Считалось, что если младенец родился на свет раньше срока, если он слаб или хвор, то это значит, что «не дозрел» в материнском лоне. А раз так, то нужно доводить его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и приобрёл нужные жизненные силы.

Печь, как уже упоминалось, в культуре древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи взывали, чтобы спасти хворое дитя.

При этом приравнивали рождение младенца выпечке хлеба, а посему в традиционном способе «перепекания» ребёнка заранее мазали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только ротик и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже имелось не обыкновенное, а на воде, набранной на рассвете из трех колодцев, предпочтительно – бабкой-знахаркой.

Вымазанное тестом малыша усаживали на хлебную лопату, приматывали к ней и три раза отправляли на краткое время в теплую (не жаркую! ) топка, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.

Во время всей этой манипуляции зачитывался ряд наговоров.

Сценариев обряда перепекания было предостаточно. Но было у всех и общее: непременно на хлебной лопате и в печь, как символ огня. Вероятно, в этой языческой церемонии следует видеть отзвуки одного из древнейших обрядов — очищение огнем.

А вообще, эта похоже на некую закалку (горячо-холодно), которая активизирует организм на борьбу с хворью. Согласно свидетельству старожилов, к инструментарию «перепекания» прибегали в о-о-очень крайних случаях, после этого ребёнок должен был или умереть, или выздороветь.


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив