Формы и нормы половой жизни в Индии




Законы Ману (нечто вроде индуистских скрижалей Моисея) выделяют четыре этапа в сознательной жизни человека: юность, зрелость и старость, включающую периоды отшельничества и странничества. Зрелость, то есть состояние хозяина после женитьбы, следующее за 12-летним ученичеством - во время которого предписывается воздержание - и завершающееся передачей домашней власти сыну, в значительной степени определяется тем, что мы называем интимными отношениями. Для женщины они были еще более важными, так как выходила она замуж в самом нежном возрасте, с началом циклов, и завершала свой путь на погребальном костре супруга - только буддизм разрешил вдове вступать во второй брак. Таким образом, 20-25 лет человек отдавал супружеству, которое, как и все прочие взаимоотношения в благословенной южной стране, было почти предельно ритуализированным, чуть ли не вписанным в шилы (повседневные правила поведения), что позволяет говорить об индийском любовном каноне.

В мифологические времена в основном была распространена полигамия, сохранившаяся и в "золотом веке" среди верхушки. Ее дополняла гораздо более редкая форма "многочленного" брака, зафиксированная в "Махабхарате", где все пять сыновей Панду имеют общую жену. Заметим в скобках, что такой обычай, вероятно, способствовал совершенствованию супружеских данных мужчин, как полигамия оттачивала половые навыки женщины.

В обществе времен Бхасы, Калидасы, Дандина господствующей становится моногамия.

Соответственно в литературе доминирует тема супружеской любви, а добрачные увлечения понимаются как предпосылка к узаконению связи.

Лирические сюжетные циклы часто следуют такой несложной схеме: молодые люди, пораженные внезапной любовью, устраивают ночные свидания, логично завершающиеся соединением, которое затем через ряд препятствий ведет не в разные стороны, как в европейской литературе, а к браку, как в сказках. Брак же заключался одним из восьми возможных способов:

1) по обычаю гандхарвов (только вследствие взаимного желания, без согласия родителей и без обрядов) ;
2) по обычаю асуров (с уплатой выкупа) ;
3) по принципам риши (арша), когда отец - как правило, жрец - получает в выкуп несколько пар коров;
4) на манер ракшасов (умыкание с избиением родичей невесты) ;
5) по наклонностям пишачей (овладение спящей или пьяной девушкой, после чего брак считался законным) ;
6) освященным Праджапати (выдача замуж с предварительной фиксацией условий и состязанием женихов - своеобразное совмещение французских контрактов и соревнования за Пенелопу) ;
7) божественным (таковым считался поступок приносящего жертву отца, который присовокуплял к ней дочь в пользу жреца) ;
8) наконец, по обычаю брахманов, ставший позднее самым распространенным, - это союз по велению родителей, с приданым и приличествующим обрядом.

В английские времена молодые индусы чаще всего шли под венец, не ведая друг друга. До сих пор сохранились такие "пережитки прошлого", как ранние браки, самосожжение вдов, кастовые ограничения, хотя официально это и запрещено. Не-сколько лет назад в печати сообщалось об убийстве невестки свекровью за ложные сведения о размере приданого. Подобные инциденты в Дели нередки. Зато в древности к тайной любви и потере нематериальных сокровищ, равно как и к супружеским изменам, индусы относились хотя и элегически, но понимающе. Вот зарисовка из тамильской лирики:

...Я оглядела ее, сзади к ней подошла
И, тронув округлый лоб. нежно ее обняла;
Меж зрелых грудей моей дочери пот показался -
Видно, ее обнимали так, увы, не впервые.

В "Сказании о Раме" повествуется о том, как Кушанабха отправил к Брахмадатте послов с богатыми дарами и предложением взять в жены своих потерявших девственность дочерей.

Тот, узнав все обстоятельства, с радостью согласился. В то же время "Артхашастра" (книга наподобие "Русской правды") предусматривает возврат выкупа, если невеста не девственна. Этот строгий кодекс включает и наказания за все виды насилия (от штрафа до казни) и за прелюбодеяния: остракизм, усекновение рук, ног и других причастных к делу частей тела. Определены порядок развода, раздела имущества, сформулировано правило обязательного посещения жен. Штрафуются отказ от сожительства с супругом, увеселение без его согласия и др. Но судя по всему, кодекс не всегда совпадал с узусом.

Любовь - источник плодотворящей силы космоса


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив